Какие бывают автомобильные двигатели? Помимо двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в легковые автомобили устанавливаются и другие силовые установки.
Многие водители вряд ли смогут развернуто ответить на вопрос, какой двигатель стоит в их машине — максимум, скажут, что бензиновый, дизельный или электрический. Однако классификация двигателей гораздо шире — мы проведем краткий ликбез простыми словами.
Самое простое — это запомнить, какое топливо вы заливаете в бак автомобиля. В основном ДВС делятся на бензиновые и дизельные. Главное отличие в том, что в дизельных моторах не используются свечи зажигания, а воспламенение происходит за счет сжатия топливно-воздушной смеси.
При наличии газобаллонного оборудования двигатель может также работать и на газе — это либо метан, либо пропан-бутановая смесь. При этом «родословная» мотора не имеет значения — газ можно использовать и в бензиновых, и в дизельных ДВС.
Попадается и откровенная экзотика — водородные автомобили. Например, выпускающаяся серийно Toyota Mirai, которые в частном порядке иногда ввозятся подержанными в Россию. Там топливные элементы преобразуют водород в электричество, питающее двигатель. Но специальных водородных заправок в России почти нет ввиду отсутствия спроса и очень сложного устройства.
Классификация по количеству и расположению цилиндров
Большинство массовых автомобилей оснащается компактными рядными моторами — как можно понять из названия, это означает, что цилиндры расположены в одну линию. А максимальное количество цилиндров при такой схеме в современных двигателях — это шесть (для большего числа нужно удлинять моторный отсек, что нецелесообразно).
V-образные двигатели легко опознать по двум полублокам цилиндров, расположенных в виде буквы V (если смотреть строго анфас). Такие моторы обычно используются уже в премиум-сегменте, потому что количество цилиндров начинается от шести. Пока еще встречаются V8 и V12. А самые необычные — это W-образные двигатели. Сейчас такие используются только в роскошных Bentley (W12) и гиперкарах Bugatti (W16).
Что такое гибриды?
Первой по-настоящему массовой гибридной машиной стала Toyota Prius, но для обычных пользователей не было особой разницы со стандартными автомобилями с ДВС — они продолжали заправляться все тем же бензином, только делали это реже из-за сниженного расхода. В дальнейшем гибридных моделей стало гораздо больше, но лишь с относительно недавних времен они в массовом порядке получили приставку plug-in, то есть, стали подзаряжаемыми — батареи увеличенной емкости можно было «подпитать» от обычной розетки или специальной зарядной станции. Нужно это для того, чтобы иметь возможность двигаться только на электротяге, не используя ДВС. А в некоторых моделях двигатель внутреннего сгорания и вовсе используется только в качестве генератора, подзаряжающего батарею. Так что его тоже нужно время от времени заправлять топливом.
«Турбо или атмо»?
Если каждый водитель знает, чем ему нужно заправлять автомобиль, то словосочетание атмосферный двигатель, скорее всего, заставит его задуматься или удивиться. На самом деле, это просто обычный мотор, в котором необходимая для воспламенения смесь бензина и воздуха получается при атмосферном давлении.
Турбина же позволяет «загнать» в цилиндры больше воздуха, а значит, можно добавить и больше топлива, чтобы увеличить мощность и крутящий момент. Крыльчатка турбины, как правило, раскручивается при помощи выхлопных газов, но в современных моделях встречается уже и электронаддув. Одна из разновидностей подобный систем — механический нагнетатель, который напрямую связан с коленвалом двигателя.
Какой двигатель установлен на машине можно узнать либо из инструкции по эксплуатации, либо заглянуть в спецификацию модели на сайте официального дилера или в автокаталогах.
Интересная информация, мало такой информации в одном месте.