» » СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ В ЛАНОСА И СЕНСА

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ В ЛАНОСА И СЕНСА

Система охлаждения двигателей автомобилей Daewoo «Sens» и ZAZ «Lanos» 1.4i жидкостная с прину­дительной циркуляцией охлаждающей жидкости (ОЖ). Отвод тепла от наиболее разогретых частей двигателя осуществляется ОЖ. Проходящей через каналы, выпол­ненные в корпусных деталях двигателя. Снижение тем­пературы ОЖ происходит в радиаторе, расположенном в передней части капота автомобиля.

Объем охлаждающей жидкости составляет около 8 л.

Для обеспечения нормального теплового режима двигателя в системе охлаждения применен термостат. Установлен термостат между патрубками, соединяющи­ми двигатель с радиатором (рис. 3.8).

Термостат двигателя mem3-317 (1,4 i) (обозначе­ние по каталогу 13KG1200-02) отличается от тер­мостата двигателя mem3-307 (1,3 i) (обозначение по каталогу Т80-95-0000) и не взаимозаменяемы!

Температура начала открытия основного клапана 80±2 °С. При температуре охлаждающей жидкости ниже указанной основной клапан закрывает выход жидкости из радиатора, байпасный клапан (этот клапан обеспечи­вает движение непрогретой жидкости по малому кругу циркуляции, без охлаждения в радиаторе) при этом от­крыт и соединяет выход жидкости из двигателя со вхо­дом водяного насоса.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ В ЛАНОСА И СЕНСА

Если температура охлаждающей жидкости повыша­ется, твердый на­полнитель термо­чувствительного элемента расши­ряется и, преодо­левая сопротив­ление пружины, перемещает вверх стакан с основным клапаном, откры­вая его. Байпасный клапан перекрыва­ет проход жидкос­ти от двигателя к водяному насосу.

При температу­ре охлаждающей жидкости более 94 °С основной кла­пан полностью от­крыт, а байпасный

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ В ЛАНОСА И СЕНСА

Закрыт, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор.

При промежуточных температурах жидкость цирку­лирует как через основной клапан, так и через байпасный клапан. Это обеспечивает постепенное подмешивание холодной жидкости к более горячей, чем достигаются наилучшие температурные условия для работы двига­теля.

Система охлаждения двигателя автомобиля ZAZ «Lanos» 1,4 і отличается от системы охлаждения авто­мобилей Daewoo «Sens» І,Зі, расположением шлангов и патрубков, установкой термостата нового образца (обоз­начение по каталогу 13K.Gt200-02) в литом алюминие­вом корпусе (обозначение по каталогу 317.1306104).

Уход за системой охлаждения двигателя заключается в следующем:

• Контроль за уровнем и своевременная замена ох­лаждающей жидкости в системе;

• Контроль за исправностью термостата (при неис­правном термостате двигатель не достигает рабо­чей температуры или перегревается);

• Контроль за исправностью датчика температуры охлаждающей жидкости (по его показаниям кон­троллер дает команду на включение вентилятора охлаждения);

• Контроль за исправностью цепи включения венти­лятора;

• Контроль за исправностью насоса охлаждающей жидкости;

• Контроль за герметичностью системы.

Жидкостное охлаждение двигателя устроено прос­то. Цилиндры и их камеры сгорания омываются пото­ком жидкости - она отбирает у них излишнее тепло и уносит в радиатор, который охлаждается встречным воздушным потоком. Если встречного потока воздуха не достаточно, включается вентилятор системы охлаж­дения. Обычно вентилятор включается при небольшой скорости движения (езда по тяжелым грунтовым доро­гам, буксировка, затяжные подъемы и т.п.), когда мотор отдает высокую мощность. При таком режиме отказ в

Цепи включения вентилятора приведет перегреву и, воз­можно, к поломке двигателя. Но если сам перенос тепла от двигателя к радиатору нарушен - как ни обдувай его. Перегрева не избежать.

Для нормальной передачи тепла от горячих деталей двигателя к жидкости нужен надежный контакт со стен­ками цилиндров и камеры сгорания. Ржавчина, грязь, накипь в каналах охлаждения двигателя (а они очень тонкие) затрудняют теплопередачу: жидкость уносит меньше тепла, чем требует выбранный режим. В та­ких случаях температура поршней, колец, цилиндров, головки блока и т.д. Опасно нарастает, усиливаются их термические деформации, быстро прогрессирует износ деталей двигателя. Датчик температуры локальный пе­регрев отдельных деталей может не заметить - ведь он контролирует нагрев жидкости и внешней стенки голо­вки блока цилиндров!

При закипании охлаждающей жидкости тоже нару­шается теплопередача. Т.к. Стенки цилиндров и камера сгорания контактируют с пузырями пара, то они прак­тически не охлаждаются. Такой дефект приводит к тер­мической деформации («короблению») крупных дета­лей двигателя (в первую очередь, алюминиевой головки блока цилиндров).

При чрезмерной деформации головки, ее ремонт со­вершенно теряет смысл - весь узел приходится заменять новым.

Чтобы не бороться с грязью и накипью, нужно не эко­номить на охлаждающей жидкости и вовремя ее менять. Тем более нельзя использовать суррогаты или воду. А при покупке подержанного автомобиля лучше промыть систему охлаждения.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ В ЛАНОСА И СЕНСА

Рис. 3.10. Расположение эле- метин системы смазки:

I датчик аварийного давления масла: 2 - главный маслоразда­точный канал; 3 - масляный фильтр

Кроме случаев закупорки каналов охлаждения, ви­новником перегрева является неисправный термостат с неплотно закрывающимся байпасным клапаном (этот клапан обеспечивает движение непрогретой жидкости по малому кругу циркуляции, без охлаждения в ради­аторе, и, соответственно, более скорый прогрев двига­теля до рабочей температуры). Но если после полного прогрева двигателя неисправный клапан полностью не открывается, значительная часть жидкости продолжит движение по малому кругу, и двигатель начинает пере­греваться.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ В ЛАНОСА И СЕНСА

Рис. 3.9. Масляный насос: 1 - корпус масляного насоса; 2 - масляный картер двигателя

Т. К. Система охлаждения герметична (в ней под­держивается избыточное давление), то охлаждающая жидкость может нагреваться в ней до 115-120 °С без кипения. При нарушении герметичности системы (не­плотность пробки расширительного бачка, трещины в патрубках системы и т.п.), жидкость начинает закипать уже при температурах около 90 °С , Поэтому нужно внимательно следить за состоянием патрубков и ра­ботоспособностью клапана пробки расширительного бачка.

При закипании жидкости насос плохо прокачива­ет вспененную жидкость с большим объемом пузырей, ведь его крыльчатка рассчитана на работу с плотной жидкостью, а не газом. Кроме уменьшения интенсив­ности прокачки жидкости, пузыри пара, собираясь в верхних зонах системы, закупориваю! Систему охлаж­дения. При каком-то «критическом» объеме пузырей напор насоса, и без того сниженный, становится недо­статочен для прокачивания жидкости - и теперь никакой циркуляции в системе охлаждения он не обеспечивает. Дальнейшее - настоящая катастрофа: остановленная жидкость в контакте с раскаленными стенками начинает кипеть во всем объеме рубашки охлаждения, а это при­говор двигателю.

Соблюдая несложные процедуры ухода за системой охлаждения, можно избежать всех этих неприятностей.


Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.