Top.Mail.Ru Каталог webplus.info

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ

 

На автомобилях, выходящих с завода, установлены необслуживаемые аккумуляторные батареи, готовые к действию, т. Е. Залитые электролитом и заряженные. В связи с тем, что на батарее блоки электродов (пластины) опущены до самого дна, над пластинами более чем

В два раза увеличился объем электролита, позволивший уменьшить периодичность доливки дистиллированной воды.

* Допускаются отклонения плотности электролита на ±0,01 г/см’

 

* При температуре электролита выше 30 °С величина поправ­ки прибавляется к фактическому показанию ареометра. При температуре электролита ниже 20 °С величина поправки со­ответственно вычитается. Когда температура электролита в пределах 20-30 °С, поправка на температуру не вводится

При нормальном зарядном токе батарея нуждается в доливке дистиллированной воды не более одного раза за четыре месяца эксплуатации. Батареи имеют меньший самозаряд и могут храниться залитыми электролитом и заряженными в течение 12 месяцев с подзарядом через каждые 4…6 недель.

В настоящее время все аккумуляторные батареи вы­пускаются в сухозаряженном исполнении. Это значит, что для приведения такой батареи в рабочее состояние достаточно залить электролит плотностью на 0,02 г/см5 меньше эксплуатационной для данного климатического пояса и через 20 минут, в течение которых происходит пропитка пластин, батарея готова к эксплуатации.

Но, если аккумуляторная батарея простояла в сухом виде более года, ее нужно залить электролитом нормаль­ной плотности, затем, не ранее чем через 20 минут, и не позже, чем через 2 часа, необходимо произвести замер плотности электролита. Если плотность снизилась не более чем на 0,03 г/см3, то батарея готова к эксплуата­ции. Если плотность понизилась более чем на 0,03 г/см3, то батарею следует подключить к зарядному устройству и заряжать током равным 0,1 емкости батареи до тех пор, пока не будет бурного выделения газов (кипения) и плотность не поднимется до нормальной (для регионов с умеренным климатом 1,27-1,29 г/см1). После этого ак­кумулятор можно устанавливать на автомобиль.

Аккумуляторные батареи можно хранить в сухом виде и приведенными в рабочее состояние.

Сухие батареи надо хранить в сухом помещении с температурой от -40 до +60 °С в вертикальном положе­нии (пробками вверх). Пробки с уплотнительными про­кладками должны быть плотно завернуты, выводы, и перемычки должны быть смазаны тонким слоем консервационной смазки, например, техническим вазелином.

Батареи с электролитом могут храниться в помеще­нии с температурой от -40 до +45 °С, но температура от 0 до +5°С наиболее подходящая.

Перед установкой аккумуляторной батареи на хране­ние необходимо произвести такие операции:

— Батарею полностью зарядить и установить уровень электролита на 10-15 мм выше верхних кромок сепа­раторов. А для батарей, имеющих заливную горлови­ну (тубус) — до нижнего края отверстия в тубусе;

— Ввернуть пробки в аккумуляторы, предварительно прочистив вентиляционные отверстия;

— Поверхность батареи тщательно нейтрализовать 10% раствором кальцинированной соды или 10% раствором нашатырного спирта, протереть вето­шью, смоченной в воде и вытереть насухо;

— Выводы и перемычки (если они открыты) очистить от окислов (белого или зеленого цвета) и нанести тонкий слой смазки.

Проверку уровня и плотности электролита, доливку дистиллированной воды и при необходимости подзаряд­ку необходимо проводить через 1 месяц. Если темпера­тура хранения не выше +15 °С, то проверку можно про­водить через 2 месяца. Не допускать хранения сильно разряженной батареи при температуре ниже 0 °С.

Саморазряд считается повышенным, если падение емкости батареи превышает 2% в сутки.

Причинами повышенного саморазряда являются:

— Утечка тока по поверхности батареи, смоченной электролитом;

— Износ пластин в процессе эксплуатации;

— Загрязнение электролита посторонними примесями;

— Хранение батареи при высоких температурах.

Для предупреждения и уменьшения повышенного

Саморазряда и утечки тока необходимо:

— Содержать батарею в чистоте, для чего после каждо­го заряда, а также в случае проливания электролита на поверхность батареи, каждый раз обязательно протирать крышку аккумулятора, стенки корпуса батареи, сначала чистой сухой ветошью, затем ве­тошью, смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. После чего протереть поверхность ветошью, смоченной водой и насухо вытереть чистой сухой ветошью;

— Не допускать трещин в герметизирующей мастике, так как через них электролит проникает на стенки корпуса и увеличивает самозаряд;

— Применять для изготовления электролита только чис­тую серную кислоту и дистиллированную воду. При повышении температуры окружающего воздуха са­моразряд увеличивается, а при температуре электро­лита 0°С и ниже практически прекращается.

Сульфатация пластин (электродов) аккумуляторной батареи — появление на поверхности пластин слоя суль­фата свинца (белого цвета) — возникает в результате не­правильного ухода за батареей по причинам:

— Большого разряда;

— Длительного нахождения батареи в разряженном состоянии;

— Систематического недозаряда;

— Низкого уровня электролита (ниже верхнего края пластин);

— Применение электролита более высокой плотности, чем предусмотренно для климатических условий;

— Высокой температуры электролита;

— Доливки в аккумулятор электролита вместо дис­тиллированной воды;

— Заливки батареи электролитом, загрязненным при­месями, вследствие применения недистнллированной воды, грязной посуды.

Сульфатация пластин характеризуется следующими признаками:

— При зарядке быстро повышается температура элек­тролита;

— Плотность электролита почти не повышается или повышается очень медленно;

— Газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов (нередко газовыделение начинается при включении аккумулятора на заряд);

— Напряжение аккумулятора сначала держится по­вышенным, затем повышается очень медленно, а в конце заряда снижается ниже нормы;

— При контрольном разряде батарея отдает емкость значительно меньше нормы.

Для устранения сульфатации аккумуляторную бата­рею нужно разрядить током 20-часового режима (для 6СТ-55 ток 20-часового разряда равен 2,75 А) до напря­жения 1,75 В. Затем из аккумулятора вылить электролит и промыть его дистиллированной водой. После промывки в аккумулятор залить дистиллированную воду и через I час включить на зарядку током 3 А. Заряд проводить до постоянства плотности электролита и напряжения на отдельных аккумуляторах в течение часа. После заряда довести плотность электролита до 1,27±0,1 г/см-1 путем доливки электролита плотностью 1,4 г/см’ и провести контрольный разряд 20-часовым режимом. Если за вре­мя разряда батарея отдает меньше 75% номинальной ем­кости, операцию заряда и разряда повторить. Если после проведения трех таких циклов батарея будет отдавать не менее 75% гарантированной емкости, батарею можно эксплуатировать, в противном случае она подлежит капи­тальному ремонту в специальной мастерской или замене.

Определить возможности АКБ при низких темпера­турах можно, измерив ее способность сохранять вели­чину электродвижущей силы (ЭДС) под нагрузкой. Для этого применяется нагрузочная вилка — специальный прибор с точным вольтметром и с мощным сопротивле­нием (шунтом). Она позволяет проверять работу аккуму­лятора при больших величинах разрядного тока — поряд­ка 100-150 А, имитируя работу стартера под нагрузкой.

При подключении нагрузочной вилки к клеммам ак­кумулятора напряжение в течение 5 секунд измерения не должно упасть ниже 9,5-10 В. При проверке секци­онного аккумулятора с наружными перемычками можно измерить напряжение на клеммах каждой банки — оно не должно опускаться ниже 1,55-1,6 В.

Если показатели укладываются в рамки допуска, АКБ останется работоспособной и при минусовых тем­пературах. Меньшие значения напряжений (измерения проводятся при плюсовых температурах) свидетель­ствуют о том, что параметры аккумулятора серьезно ухудшились, и он нуждается в зарядке или замене. Если нет нагрузочной вилки, оценить возможности АКБ мож­но и по ее «возрасту». Необратимые процессы старения пластин приводят к тому, что через 3-4 года исправный аккумулятор, который эксплуатируется с соблюдением всех технических норм, сохраняет лишь 70-80% ем­кости. Через 5-7 лет — еще меньше. А при минусовых температурах (например, при -15 °С) емкость и разряд­ный (стартерный) ток изношенной АКБ могут снизить­ся вдвое против номинальных значений, и двигатель нельзя будет прокрутить стартером. Следует отметить, что результаты перечисленных проверок позволяют оце­нить возможности аккумулятора лишь ориентировочно. Более точный прогноз работоспособности АКБ можно дать только после проведения специальных испытаний

— Контрольно-тренировочных циклов.

Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) — это опе­рация, позволяющая в большинстве случаев восстано­вить работоспособность подержанных и сильно разря­женных аккумуляторов (АКБ), а также определить их пригодность к дальнейшей эксплуатации и хранению. Рекомендуется проводить КТЦ для всех аккумуляторов, за исключением еще не бывших в эксплуатации.

Тренировочный цикл включает в себя заряд, конт­рольный разряд и повторный заряд испытываемой ба­тареи.

При некоторых навыках работ с электрооборудо­ванием КТЦ можно провести своими силами. Сначала АКБ, снятую с автомобиля, полностью заряжают от вне­шнего зарядного устройства, после чего выравнивают плотность электролита во всех ее банках. Измерения производят ареометром. Если плотность выше кормы, в аккумулятор доливают дистиллированную воду, если ниже — электролит плотностью 1,4 г/см3.

Полностью заряженный аккумулятор подключают к устройству, состоящему из мощного реостата, вольтмет­ра и амперметра и разряжают током так называемого 10­часового режима, величина которого составляет 9% от емкости, указанной на этикетке батареи (см. Табл. 6,5). В процессе разряда величину тока поддерживают на пос­тоянном уровне в течение всего времени до момента, когда напряжение на клеммах аккумулятора уменьшится до 10,2 В. Ниже этого значения разряжать свинцово-кис­лотные батареи недопустимо. В ходе работ необходимо следить за температурой электролита АКБ, не допуская ее увеличения свыше 45°С.

Первое измерение проводят в начале разряда, второе

— Через 4 часа. Когда напряжение на клеммах снизится до 11 В, измерения проводят через каждые 15 минут и чаще, чтобы уловить момент окончания разряда.

Уменьшенное время разряда говорит о том, что па­раметры АКБ ухудшились. Например, если время раз­ряда батареи емкостью 60 А ч током 5,4 А составило 6 часов 20 мин (6,3 часа), то количество электричества.

Отданного в нагрузку, равно: Q = 5,4 х 6,3 = 34,0 А ч. Это и есть реальная величина емкости аккумулятора, которая в данном случае заметно меньше паспортной (60 А ч).

После испытательного разряда аккумулятор пол­ностью заряжают током обычного режима. Такие тре­нировочные циклы (обычно — два или три) проводят­ся с интервалом в 1-2 часа. Если процессы старения «начинки» аккумулятора не зашли слишком далеко, «тренировка» зарядно-разрядным и циклами позволяет повысить активность электродов, частично восстано­вить работоспособность батареи и продлить срок ее службы.

Профилактику подержанного аккумулятора доста­точно проводить 2 раза в год — весной и перед зимним сезоном эксплуатации автомобиля.

Нужно ли готовить аккумулятор к зимней эксплуатации? Если да, то что требуется сделать?

Для того, чтобы аккумуляторная батарея (АКБ) автомобиля надежно работала в холодное время года, перед началом зимнего сезона ее действительно сле­дует подготовить. Прежде всего, это касается бата­рей, находившихся в эксплуатации несколько лет или хранившихся длительное время. Корпус АКБ следует очистить от грязи, масла, металлической пыли. Если разлился электролит, поверхность протирается вето­шью, смоченной 15-20-процентным раствором питье­вой соды, а затем сухой тряпкой. Эта простая операция позволит устранить возможный саморазряд батареи из- за утечки тока по загрязнениям на корпусе. При окис­лении клемм АКБ и токосъемных проводов их очища­ют наждачной шкуркой, а после установки и фиксации смазывают солидолом. Этим исключается дальнейшее окисление контактов, т.е, обеспечивается надежная ра­бота стартера.

В обслуживаемых аккумуляторах производится чис­тка вентиляционных отверстий в пробках или крышке, а также проверка уровня электролита в банках. Восста­навливают его, доливая дистиллированную воду. Чтобы повысить энергоотдачу АКБ при низких отрицатель­ных температурах, рекомендуется увеличить плотность электролита на 0,01-0,02 г/см5, но не более, чем до 1,28 г/см5 (для нашей климатической зоны). В противном случае активизируется процесс сульфитации пластин, а это ускоряет выход АКБ из строя. Плотность электроли­та определяют с помощью ареометра. Подержанный или глубоко разряженный аккумулятор можно подвергнуть контрольно-тренировочному циклу (КТЦ). Эта опе­рация в большинстве случаев позволяет восстановить работоспособность батареи, а также определить ее при­годность к дальнейшей эксплуатации. Подобная проце­дура показана для всех аккумуляторов, за исключением еще не бывших в эксплуатации. Если провести КТЦ нет возможности, перед зимней эксплуатацией АКБ. Снятый с автомобиля, рекомендуется полностью зарядить от внешнего зарядного устройства, после чего произвести корректировку (выравнивание) плотности электролита во всех банках. Если плотность выше нормы, в акку­мулятор доливают дистиллированную воду, если ниже

— Электролит плотностью 1,4 г/см

Следует учесть, что через 3-4 года исправный акку­мулятор, эксплуатирующийся с соблюдением всех тех­нических норм, в результате необратимых процессов старения батареи сохраняет лишь 70-80% начальной емкости. При отрицательных температурах (например, при 15°С) емкость АКБ может уменьшиться наполо­вину! Поэтому для сохранения работоспособности ак­кумулятора при низких отрицательных температурах его следует утеплить. АКБ, расположенную под капо­том автомобиля, проще всего укрыть чехлом из вой­лока или другого теплоизоляционного материала тол­щиной 15-30 мм. При этом необходимо предусмотреть отверстия для вентиляции, чтобы избежать накопления взрывоопасной водородно-воздушной смеси. Для на­дежной работы батареи необходимо также проверить электрооборудование машины: в первую очередь — ис­правность генератора н реле зарядки. Следует убедить­ся в отсутствии утечек тока (с помощью миллиампер­метра, включенного в разрыв плюсового провода АКБ), которые приводят к ускоренному разряду аккумулято­ра. Причиной утечки может быть перетертая изоляция провода.

Как можно проверить работоспособность аккумулятора, если под рукой пег нагрузочной вилки?

Действительно, нагрузочная вилка имеется в арсе­нале далеко не каждого автолюбителя. Проверить ра­ботоспособность аккумулятора можно более простым способом — с помощью обычного тестера (стрелочного или с электронной индикацией), у которого есть шкала с диапазоном измерений 0-15 В. «Концы» тестера под­соединяют к клеммам АКБ, соблюдая полярность под­ключения. При запуске мотора стартером (для измере­ний понадобится помощник) напряжение на клеммах исправного аккумулятора должно упасть с 11-12 В до 9,5-10 В. Показания прибора в 9 В и ниже свидетельс­твуют о том, что батарея разряжена или неисправна. С помощью тестера можно проверить состояние контактов втягивающего реле и выявить окисление клемм. Изме­рение производят, подключив минус прибора к «массе» блока двигателя, а «плюс» замеряют прямо на контакте стартера после втягивающего реле. Значение напряже­ния ниже 9 В косвенно свидетельствует об увеличенном переходном сопротивлении контактов как стартера, так и клемм АКБ. В обоих случаях электрические цепи сле­дует отремонтировать — зачистить контакты реле и про­водов, а также окислившиеся клеммы.

 

Оставьте комментарий