На автомобилях, выходящих с завода, установлены необслуживаемые аккумуляторные батареи, готовые к действию, т. Е. Залитые электролитом и заряженные. В связи с тем, что на батарее блоки электродов (пластины) опущены до самого дна, над пластинами более чем
В два раза увеличился объем электролита, позволивший уменьшить периодичность доливки дистиллированной воды.
* Допускаются отклонения плотности электролита на ±0,01 г/см’
* При температуре электролита выше 30 °С величина поправки прибавляется к фактическому показанию ареометра. При температуре электролита ниже 20 °С величина поправки соответственно вычитается. Когда температура электролита в пределах 20-30 °С, поправка на температуру не вводится
При нормальном зарядном токе батарея нуждается в доливке дистиллированной воды не более одного раза за четыре месяца эксплуатации. Батареи имеют меньший самозаряд и могут храниться залитыми электролитом и заряженными в течение 12 месяцев с подзарядом через каждые 4…6 недель.
В настоящее время все аккумуляторные батареи выпускаются в сухозаряженном исполнении. Это значит, что для приведения такой батареи в рабочее состояние достаточно залить электролит плотностью на 0,02 г/см5 меньше эксплуатационной для данного климатического пояса и через 20 минут, в течение которых происходит пропитка пластин, батарея готова к эксплуатации.
Но, если аккумуляторная батарея простояла в сухом виде более года, ее нужно залить электролитом нормальной плотности, затем, не ранее чем через 20 минут, и не позже, чем через 2 часа, необходимо произвести замер плотности электролита. Если плотность снизилась не более чем на 0,03 г/см3, то батарея готова к эксплуатации. Если плотность понизилась более чем на 0,03 г/см3, то батарею следует подключить к зарядному устройству и заряжать током равным 0,1 емкости батареи до тех пор, пока не будет бурного выделения газов (кипения) и плотность не поднимется до нормальной (для регионов с умеренным климатом 1,27-1,29 г/см1). После этого аккумулятор можно устанавливать на автомобиль.
Аккумуляторные батареи можно хранить в сухом виде и приведенными в рабочее состояние.
Сухие батареи надо хранить в сухом помещении с температурой от -40 до +60 °С в вертикальном положении (пробками вверх). Пробки с уплотнительными прокладками должны быть плотно завернуты, выводы, и перемычки должны быть смазаны тонким слоем консервационной смазки, например, техническим вазелином.
Батареи с электролитом могут храниться в помещении с температурой от -40 до +45 °С, но температура от 0 до +5°С наиболее подходящая.
Перед установкой аккумуляторной батареи на хранение необходимо произвести такие операции:
— Батарею полностью зарядить и установить уровень электролита на 10-15 мм выше верхних кромок сепараторов. А для батарей, имеющих заливную горловину (тубус) — до нижнего края отверстия в тубусе;
— Ввернуть пробки в аккумуляторы, предварительно прочистив вентиляционные отверстия;
— Поверхность батареи тщательно нейтрализовать 10% раствором кальцинированной соды или 10% раствором нашатырного спирта, протереть ветошью, смоченной в воде и вытереть насухо;
— Выводы и перемычки (если они открыты) очистить от окислов (белого или зеленого цвета) и нанести тонкий слой смазки.
Проверку уровня и плотности электролита, доливку дистиллированной воды и при необходимости подзарядку необходимо проводить через 1 месяц. Если температура хранения не выше +15 °С, то проверку можно проводить через 2 месяца. Не допускать хранения сильно разряженной батареи при температуре ниже 0 °С.
Саморазряд считается повышенным, если падение емкости батареи превышает 2% в сутки.
Причинами повышенного саморазряда являются:
— Утечка тока по поверхности батареи, смоченной электролитом;
— Износ пластин в процессе эксплуатации;
— Загрязнение электролита посторонними примесями;
— Хранение батареи при высоких температурах.
Для предупреждения и уменьшения повышенного
Саморазряда и утечки тока необходимо:
— Содержать батарею в чистоте, для чего после каждого заряда, а также в случае проливания электролита на поверхность батареи, каждый раз обязательно протирать крышку аккумулятора, стенки корпуса батареи, сначала чистой сухой ветошью, затем ветошью, смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. После чего протереть поверхность ветошью, смоченной водой и насухо вытереть чистой сухой ветошью;
— Не допускать трещин в герметизирующей мастике, так как через них электролит проникает на стенки корпуса и увеличивает самозаряд;
— Применять для изготовления электролита только чистую серную кислоту и дистиллированную воду. При повышении температуры окружающего воздуха саморазряд увеличивается, а при температуре электролита 0°С и ниже практически прекращается.
Сульфатация пластин (электродов) аккумуляторной батареи — появление на поверхности пластин слоя сульфата свинца (белого цвета) — возникает в результате неправильного ухода за батареей по причинам:
— Большого разряда;
— Длительного нахождения батареи в разряженном состоянии;
— Систематического недозаряда;
— Низкого уровня электролита (ниже верхнего края пластин);
— Применение электролита более высокой плотности, чем предусмотренно для климатических условий;
— Высокой температуры электролита;
— Доливки в аккумулятор электролита вместо дистиллированной воды;
— Заливки батареи электролитом, загрязненным примесями, вследствие применения недистнллированной воды, грязной посуды.
Сульфатация пластин характеризуется следующими признаками:
— При зарядке быстро повышается температура электролита;
— Плотность электролита почти не повышается или повышается очень медленно;
— Газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов (нередко газовыделение начинается при включении аккумулятора на заряд);
— Напряжение аккумулятора сначала держится повышенным, затем повышается очень медленно, а в конце заряда снижается ниже нормы;
— При контрольном разряде батарея отдает емкость значительно меньше нормы.
Для устранения сульфатации аккумуляторную батарею нужно разрядить током 20-часового режима (для 6СТ-55 ток 20-часового разряда равен 2,75 А) до напряжения 1,75 В. Затем из аккумулятора вылить электролит и промыть его дистиллированной водой. После промывки в аккумулятор залить дистиллированную воду и через I час включить на зарядку током 3 А. Заряд проводить до постоянства плотности электролита и напряжения на отдельных аккумуляторах в течение часа. После заряда довести плотность электролита до 1,27±0,1 г/см-1 путем доливки электролита плотностью 1,4 г/см’ и провести контрольный разряд 20-часовым режимом. Если за время разряда батарея отдает меньше 75% номинальной емкости, операцию заряда и разряда повторить. Если после проведения трех таких циклов батарея будет отдавать не менее 75% гарантированной емкости, батарею можно эксплуатировать, в противном случае она подлежит капитальному ремонту в специальной мастерской или замене.
Определить возможности АКБ при низких температурах можно, измерив ее способность сохранять величину электродвижущей силы (ЭДС) под нагрузкой. Для этого применяется нагрузочная вилка — специальный прибор с точным вольтметром и с мощным сопротивлением (шунтом). Она позволяет проверять работу аккумулятора при больших величинах разрядного тока — порядка 100-150 А, имитируя работу стартера под нагрузкой.
При подключении нагрузочной вилки к клеммам аккумулятора напряжение в течение 5 секунд измерения не должно упасть ниже 9,5-10 В. При проверке секционного аккумулятора с наружными перемычками можно измерить напряжение на клеммах каждой банки — оно не должно опускаться ниже 1,55-1,6 В.
Если показатели укладываются в рамки допуска, АКБ останется работоспособной и при минусовых температурах. Меньшие значения напряжений (измерения проводятся при плюсовых температурах) свидетельствуют о том, что параметры аккумулятора серьезно ухудшились, и он нуждается в зарядке или замене. Если нет нагрузочной вилки, оценить возможности АКБ можно и по ее «возрасту». Необратимые процессы старения пластин приводят к тому, что через 3-4 года исправный аккумулятор, который эксплуатируется с соблюдением всех технических норм, сохраняет лишь 70-80% емкости. Через 5-7 лет — еще меньше. А при минусовых температурах (например, при -15 °С) емкость и разрядный (стартерный) ток изношенной АКБ могут снизиться вдвое против номинальных значений, и двигатель нельзя будет прокрутить стартером. Следует отметить, что результаты перечисленных проверок позволяют оценить возможности аккумулятора лишь ориентировочно. Более точный прогноз работоспособности АКБ можно дать только после проведения специальных испытаний
— Контрольно-тренировочных циклов.
Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) — это операция, позволяющая в большинстве случаев восстановить работоспособность подержанных и сильно разряженных аккумуляторов (АКБ), а также определить их пригодность к дальнейшей эксплуатации и хранению. Рекомендуется проводить КТЦ для всех аккумуляторов, за исключением еще не бывших в эксплуатации.
Тренировочный цикл включает в себя заряд, контрольный разряд и повторный заряд испытываемой батареи.
При некоторых навыках работ с электрооборудованием КТЦ можно провести своими силами. Сначала АКБ, снятую с автомобиля, полностью заряжают от внешнего зарядного устройства, после чего выравнивают плотность электролита во всех ее банках. Измерения производят ареометром. Если плотность выше кормы, в аккумулятор доливают дистиллированную воду, если ниже — электролит плотностью 1,4 г/см3.
Полностью заряженный аккумулятор подключают к устройству, состоящему из мощного реостата, вольтметра и амперметра и разряжают током так называемого 10часового режима, величина которого составляет 9% от емкости, указанной на этикетке батареи (см. Табл. 6,5). В процессе разряда величину тока поддерживают на постоянном уровне в течение всего времени до момента, когда напряжение на клеммах аккумулятора уменьшится до 10,2 В. Ниже этого значения разряжать свинцово-кислотные батареи недопустимо. В ходе работ необходимо следить за температурой электролита АКБ, не допуская ее увеличения свыше 45°С.
Первое измерение проводят в начале разряда, второе
— Через 4 часа. Когда напряжение на клеммах снизится до 11 В, измерения проводят через каждые 15 минут и чаще, чтобы уловить момент окончания разряда.
Уменьшенное время разряда говорит о том, что параметры АКБ ухудшились. Например, если время разряда батареи емкостью 60 А ч током 5,4 А составило 6 часов 20 мин (6,3 часа), то количество электричества.
Отданного в нагрузку, равно: Q = 5,4 х 6,3 = 34,0 А ч. Это и есть реальная величина емкости аккумулятора, которая в данном случае заметно меньше паспортной (60 А ч).
После испытательного разряда аккумулятор полностью заряжают током обычного режима. Такие тренировочные циклы (обычно — два или три) проводятся с интервалом в 1-2 часа. Если процессы старения «начинки» аккумулятора не зашли слишком далеко, «тренировка» зарядно-разрядным и циклами позволяет повысить активность электродов, частично восстановить работоспособность батареи и продлить срок ее службы.
Профилактику подержанного аккумулятора достаточно проводить 2 раза в год — весной и перед зимним сезоном эксплуатации автомобиля.
Нужно ли готовить аккумулятор к зимней эксплуатации? Если да, то что требуется сделать?
Для того, чтобы аккумуляторная батарея (АКБ) автомобиля надежно работала в холодное время года, перед началом зимнего сезона ее действительно следует подготовить. Прежде всего, это касается батарей, находившихся в эксплуатации несколько лет или хранившихся длительное время. Корпус АКБ следует очистить от грязи, масла, металлической пыли. Если разлился электролит, поверхность протирается ветошью, смоченной 15-20-процентным раствором питьевой соды, а затем сухой тряпкой. Эта простая операция позволит устранить возможный саморазряд батареи из- за утечки тока по загрязнениям на корпусе. При окислении клемм АКБ и токосъемных проводов их очищают наждачной шкуркой, а после установки и фиксации смазывают солидолом. Этим исключается дальнейшее окисление контактов, т.е, обеспечивается надежная работа стартера.
В обслуживаемых аккумуляторах производится чистка вентиляционных отверстий в пробках или крышке, а также проверка уровня электролита в банках. Восстанавливают его, доливая дистиллированную воду. Чтобы повысить энергоотдачу АКБ при низких отрицательных температурах, рекомендуется увеличить плотность электролита на 0,01-0,02 г/см5, но не более, чем до 1,28 г/см5 (для нашей климатической зоны). В противном случае активизируется процесс сульфитации пластин, а это ускоряет выход АКБ из строя. Плотность электролита определяют с помощью ареометра. Подержанный или глубоко разряженный аккумулятор можно подвергнуть контрольно-тренировочному циклу (КТЦ). Эта операция в большинстве случаев позволяет восстановить работоспособность батареи, а также определить ее пригодность к дальнейшей эксплуатации. Подобная процедура показана для всех аккумуляторов, за исключением еще не бывших в эксплуатации. Если провести КТЦ нет возможности, перед зимней эксплуатацией АКБ. Снятый с автомобиля, рекомендуется полностью зарядить от внешнего зарядного устройства, после чего произвести корректировку (выравнивание) плотности электролита во всех банках. Если плотность выше нормы, в аккумулятор доливают дистиллированную воду, если ниже
— Электролит плотностью 1,4 г/см
Следует учесть, что через 3-4 года исправный аккумулятор, эксплуатирующийся с соблюдением всех технических норм, в результате необратимых процессов старения батареи сохраняет лишь 70-80% начальной емкости. При отрицательных температурах (например, при 15°С) емкость АКБ может уменьшиться наполовину! Поэтому для сохранения работоспособности аккумулятора при низких отрицательных температурах его следует утеплить. АКБ, расположенную под капотом автомобиля, проще всего укрыть чехлом из войлока или другого теплоизоляционного материала толщиной 15-30 мм. При этом необходимо предусмотреть отверстия для вентиляции, чтобы избежать накопления взрывоопасной водородно-воздушной смеси. Для надежной работы батареи необходимо также проверить электрооборудование машины: в первую очередь — исправность генератора н реле зарядки. Следует убедиться в отсутствии утечек тока (с помощью миллиамперметра, включенного в разрыв плюсового провода АКБ), которые приводят к ускоренному разряду аккумулятора. Причиной утечки может быть перетертая изоляция провода.
Как можно проверить работоспособность аккумулятора, если под рукой пег нагрузочной вилки?
Действительно, нагрузочная вилка имеется в арсенале далеко не каждого автолюбителя. Проверить работоспособность аккумулятора можно более простым способом — с помощью обычного тестера (стрелочного или с электронной индикацией), у которого есть шкала с диапазоном измерений 0-15 В. «Концы» тестера подсоединяют к клеммам АКБ, соблюдая полярность подключения. При запуске мотора стартером (для измерений понадобится помощник) напряжение на клеммах исправного аккумулятора должно упасть с 11-12 В до 9,5-10 В. Показания прибора в 9 В и ниже свидетельствуют о том, что батарея разряжена или неисправна. С помощью тестера можно проверить состояние контактов втягивающего реле и выявить окисление клемм. Измерение производят, подключив минус прибора к «массе» блока двигателя, а «плюс» замеряют прямо на контакте стартера после втягивающего реле. Значение напряжения ниже 9 В косвенно свидетельствует об увеличенном переходном сопротивлении контактов как стартера, так и клемм АКБ. В обоих случаях электрические цепи следует отремонтировать — зачистить контакты реле и проводов, а также окислившиеся клеммы.