Новый ГОСТ P 58686-2019 устанавливает прочную основу для классификации и регулирования старинных автомобилей. В настоящее время в стране насчитывается около 3 миллионов таких автомобилей. И около 10-15% из них не имеют официальной регистрации.
Что регулирует новый ГОСТ
Новый ГОСТ для редких и классических автомобилей вступает в силу с 1 марта 2022 года. Его цель состоит в том, чтобы:
- дать определение перечисленных типов автомобилей;
- определить параметры получения паспортов транспортных средств;
- регулируют вопрос прохождения технического осмотра.
Документ охватывает следующие области:
- автомобили отечественного и зарубежного производства старше 30 лет;
- грузовики и автобусы старше полувека.
Но здесь из списка исключены списанные военные автомобили. Его нельзя считать раритетным автомобилем. Существуют также некоторые ограничения на использование классических автомобилей.
Они получают статус, если владелец
- не использует автомобиль в коммерческих целях;
- не использует его для перевозки пассажиров.
Документ носит лишь рекомендательный характер и не обязывает владельцев старых автомобилей проходить сертификацию и получать паспорта. Более того, процедура является платной.
Новый ГОСТ является одним из начальных этапов значительных преобразований, необходимых для выделения редких автомобилей в отдельную группу. Уже сегодня владельцы таких автомобилей могут получить специальные номера, начинающиеся на «К». Однако их выпуск тормозится из-за отсутствия единых стандартов и требований.
Вслед за ГОСТом российское правительство планирует ввести ряд льгот для автомобилей, считающихся классическими или редкими:
- специальные правила прохождения технического осмотра;
- преимущества;
- освобождение от уплаты дорожных сборов.
ГОСТ также является основой для разработки ограничений на использование и официальной классификации старинных автомобилей.
Эксплуатация автомобиля определяется с учетом его конструктивных особенностей:
- путешествующих в колонне;
- Ограничения на вождение в дождь;
- Запрет на вождение после наступления темноты.
Введенный стандарт призван повысить безопасность дорожного движения.
Что такое классическое и раритетное автотранспортное средство
Ретро- и классические автомобили могут получить статус транспортного средства старше:
- автомобили — 30 лет
- Грузовики и автобусы — 50 лет.
Не каждый автомобиль может получить специальный паспорт. Классический автомобиль определяется как транспортное средство, отвечающее одному из следующих требований
- сохранен;
- восстановлен до первоначального состояния.
Старинный автомобиль должен иметь оригинальные двигатель, кузов и раму. Если последнее не включено, автомобиль не штрафуется.
Статус исторического транспортного средства не требует сохранения первоначального состояния. Владелец имеет право улучшать и изменять его.
В процессе оценки допускается следующее:
- изменение цвета тела;
- установка современных электронных систем;
- использование современных ободов.
Самое главное, что перечисленные имена остаются оригинальными.
Право проведения экспертизы было предоставлено центру технической экспертизы ФГУП «НАМИ». По состоянию на 2022 год в стране практически нет квалифицированных специалистов. Но они уже готовят будущих специалистов.
Важно: Эксперты будут аккредитованы только для конкретной марки автомобиля. Запорожский эксперт не сможет оценить состояние «Волги» и наоборот.
Можно ли в России растаможить авто старше 30 лет
В России всегда можно было растаможить раритетный автомобиль. Однако эта процедура стоит недешево, и потребовалось время, чтобы изменения в правилах вступили в силу.
Наибольшие трудности вызвали следующие требования:
- Оборудование системы SOS «ЭРА-ГЛОНАСС»;
- Соответствие требованиям Euro 4 по выбросам вредных веществ.
Перечисленные пункты установлены техническими регламентами Таможенного союза и считаются обязательными. Однако исключение из правила делается для раритетных автомобилей в оригинальном состоянии или восстановленных до оригинального состояния.
Благодаря этим поправкам владельцам классических автомобилей не нужно беспокоиться об оснащении своих транспортных средств. Кроме того, новый ГОСТ освободил их от уплаты утилизационного сбора. Единственный сбор, который взимается при пересечении границы, — это таможенная пошлина.
Но перечисленные правила относятся только к классическим автомобилям. Требуется:
- Пройдите предварительное обследование.
- Получите соответствующий паспорт.
Процедура проходит в несколько этапов.
Необходимые документы
Для владельцев исторических автомобилей существует 2 способа таможенного оформления
- Регистрация в качестве культурного достояния;
- Ввоз в качестве классического автомобиля.
Первый вариант до недавнего времени был более востребован из-за относительно низкой цены и возможности не платить налоги. Однако он не может быть зарегистрирован в дорожной полиции штата, не имеет номерного знака и не может быть застрахован. Поэтому запрещается ездить на нем в городском транспорте.
Чтобы ввезти его в страну как культурную ценность, необходимо собрать следующий пакет документов:
- Договор купли-продажи;
- Сертификат о культурной ценности;
- фотографию транспортного средства;
- приложение для импорта;
- паспорт владельца.
Для того чтобы автомобиль считался культурной ценностью, он должен быть оригинальным:
- интерьер;
- экстерьер;
- кузов;
- двигатель;
- оси.
Второй вариант импорта стоит дороже. Однако автомобиль становится полноправным участником дорожного движения:
- Он становится зарегистрированным.
- Он получает номер.
- Он проходит технический осмотр.
- Он застрахован.
Пакет документов включает в себя:
- вексель;
- официальный сертификат оригинальности;
- файл с техническими характеристиками;
- фотографии автомобиля с разных ракурсов;
- Паспорт владельца.
Возраст автомобиля должен превышать 30 лет с года выпуска.
Проверка оригинальности раритетного авто
Это один из самых сложных этапов таможенного оформления, поскольку экспертиза проводится еще не во всех городах России. Удобнее делать это в Москве, где есть сертифицированные специалисты.
Они имеют право выдать паспорт на классический автомобиль, который действует как сертификат соответствия. Документ действителен в течение 5 лет. По истечении этого времени тест повторяется.
Важно: До введения нового ГОСТа эксперты проводили оценку по лично разработанным методикам. Теперь существует единый стандарт, по которому работают с oldtimers, как специалисты называют старые автомобили.
Процедура включает в себя балльную систему. Специалист осматривает автомобиль и вычитает штрафные баллы. Если набирается менее ста, выдается документ об оригинальности. В противном случае автомобиль не может считаться раритетом.
Список причин для начисления баллов довольно длинный. Правонарушения делятся на 3 категории в зависимости от года выпуска автомобиля:
- до 1946 года;
- 1946-1969;
- после 1970 года.
За одно и то же нарушение, обнаруженное на автомобилях разных лет, начисляется разное количество баллов.
Перечислены лишь некоторые нарушения с указанием баллов, начисленных за них:
- непреднамеренная антенна — 20;
- окраска в цвет, недоступный с завода — 75;
- дополнительные боковые зеркала — 10.
Следующие модификации, безусловно, не будут классифицированы экспертами как классические автомобили:
- окрашивание;
- изменение типа тела;
- установка прямоточной выхлопной системы.
Чем меньше штрафных баллов, тем дешевле для владельца обойдется таможенное оформление.
Правила и сроки прохождения таможни
Самое главное — привести автомобиль в необходимое положение. Среди них — дивизия:
- некоторые занимаются регистрацией автомобилей как культурной ценности;
- Другие — как раритетные автомобили.
Если вы привезете машину в неправильное место, вы не сможете ее вернуть. Для этого его необходимо реэкспортировать. Это означает возврат классического автомобиля в страну вывоза. Для решения вопросов, связанных с оформлением документов, потребуется время и деньги.
Затем вы должны будете начать оформление автомобиля через таможню на официальном пункте.
Для автомобилей, претендующих на статус культурных ценностей, алгоритм идентичен стандартному:
- Посещение таможенного пункта.
- Представление документов.
- Осмотр автомобиля.
- Оплата пошлины.
- Релиз.
Работа с редкими автомобилями осложняется необходимостью проведения экспертизы. Она проводится не на месте, поэтому схема деятельности будет несколько иной:
- Посещение объекта.
- Предоставление полного пакета документов.
- Получение временного освобождения.
- Предоставление экспертных услуг.
- Возвращаясь к посту с выводом.
- Оплата пошлины.
- Релиз.
Временное освобождение выдается в среднем на 10 дней. В это время вы должны управлять:
- Перейдите дорогу.
- Пройдите аттестацию.
- Возвращение.
Важно: Специалисты советуют не ждать оценки слишком долго. Исторический автомобиль может не справиться с дорогой так хорошо, как должен, и срок возврата будет пропущен. Это правонарушение наказывается крупным штрафом.
Стоимость
Многие владельцы старинных автомобилей пропускают этот пункт и, в результате, оставляют свою покупку на таможне из-за отсутствия средств на все обязательные платежи. В дальнейшем судьба такого автомобиля решается на аукционе. В 90% случаев их выкупают коллекционеры или различные учебные заведения.
При расчете затрат необходимо учитывать разницу в форме.
- «таможенные пошлины»;
- «таможенные пошлины».
Таможенная пошлина составляет всего несколько тысяч рублей, и любой автовладелец может себе это позволить. Однако таможенные пошлины — это довольно большие расходы для бюджета покупателя раритетного автомобиля.
Размер пошлины зависит от мощности двигателя. Часто она рассчитывается в евро. Учитывая, что старинные автомобили отличаются вместительными двигателями, общая сумма составляет несколько тысяч евро.
В качестве наглядного примера можно взять модель с трехлитровым двигателем. Этот двигатель является одним из самых распространенных. Тариф на него рассчитывается следующим образом: 5 евро за кубический сантиметр. Рассчитав это, можно увидеть, что пошлина за автомобиль составит 15 000 евро.
К этим расходам необходимо добавить стоимость экспертизы. В среднем это стоит 20 000 рублей.
В результате конечная сумма за таможенное оформление может составить более миллиона рублей, а стоимость автомобиля значительно меньше — от 70 000 рублей.
Стандартный техосмотр для авто старше 30 лет
Для того чтобы получить полис ответственности перед третьими лицами, владелец исторического автомобиля должен пройти техническую экспертизу транспортного средства. Процедура является стандартной с корректировкой в соответствии с конструктивными особенностями технического средства.
В настоящее время технический осмотр исторических автомобилей проводится специалистами аккредитованных станций техосмотра. Они работают как с классическими, так и с обычными автомобилями. В ближайшее время мы планируем передать инспекцию исторических автомобилей Национальной пожарной службе (ГИБДД). Для этого будет создан специальный отдел. Перед поездкой на станцию автомобиль необходимо подготовить, так как водитель изначально обратит внимание на следующие моменты
- чистота;
- находится ли автомобиль в хорошем рабочем состоянии;
- наличие аптечки первой помощи и предупреждающего треугольника;
- огнетушитель.
Можно заранее записаться на технический осмотр. Сама процедура состоит из нескольких этапов:
- Визуальный осмотр.
- Измерение количества выхлопных газов.
- Проверка технического состояния компонентов.
Ни в коем случае не допускайте утечки жидкостей. Это повод для повторной инспекции.
Эксплуатационное состояние автомобиля проверяется с учетом конструкции автомобиля. Если производитель не установил ремни безопасности, их отсутствие не является серьезным нарушением. Работа фар также проверяется под той же призмой. Многие старинные автомобили не имеют разделения между дальним и ближним светом, что также не будет считаться неисправностью.
Во всех вышеперечисленных случаях, если автомобиль находится в хорошем состоянии, выдается диагностическая карта.
Регистрация старого авто: все тонкости и нюансы
Регистрация раритетного автомобиля может затянуться надолго. Причина этого — алгоритм процедуры. При регистрации сотрудник ГИБДД должен проверить ряд маркировок на агрегатах с агрегатами.
Список включает в себя, прежде всего, цифры:
- VIN;
- тело;
- шасси.
Фактическая маркировка должна соответствовать маркировке, указанной в документах на транспортное средство. Однако в случае с раритетными автомобилями возникают серьезные трудности:
- Отсутствует VIN-номер, к которому привыкли и понимают современные инспекторы;
- Разметка находится в неправильных местах;
- Маркировка разъедена ржавчиной.
В таких случаях регистрации транспортного средства предшествует судебная экспертиза. Автомобиль проходит многоступенчатую проверку, чтобы дорожная полиция могла быть уверена в его чистом прошлом.
Важно!!! При покупке старого образца вы можете избежать этих проблем, выбрав дорогую модель. Обычно низкая цена означает, что некоторые маркировки уже повреждены.
Несмотря на сложность и дороговизну процедуры таможенного оформления, вы должны ее пройти. Некоторые компании предлагают «серые» схемы пересечения границы владельцам редких автомобилей. Однако все они являются незаконными и могут вызвать серьезные проблемы.
Muchas gracias. ?Como puedo iniciar sesion?