Все масла имеют множество показателей, указываемых в технической характеристике, но нас, как покупателей, должны интересовать только два из них: уровень качества (подойдет ли он к моему автомобилю) и вязкость (годится ли для предстоящего сезона и вообще для данного климата). Ответ на эти вопросы содержится в маркировке любого товарного сорта — принятой во всем мире системе индексации моторных масел. Вязкость определяется и указывается по методике американского общества автомобильных инженеров SAE (SOCIETY OF AUTOMOTIVE ENGINEERS). Буквы SAE на этикетке означают, что последующие цифры характеризуют вязкость масла. Только вязкость, и более ничего. Буква W (WINTER — зима) ставится в обозначениях зимних сортов (SAE 5W, SAE 15W), у летних никакой буквы нет (SAE 40, SAE 50). Но для водителей, эксплуатирующих свой автомобиль круглогодично, использование сезонных сортов масел хлопотно и невыгодно из-за частой замены. Поэтому предпочтительно применять все сезонные сорта, в маркировке вязкости которых после букв SAE сначала следует зимний показатель, а затем — летний. Между двумя обозначениями обычно ставят дефис или знак дроби, а иногда и вовсе ничего. Например, SAE 15W-40, SAE I0W/30, SAE 15W50. Взглянув на графики, сразу становится понятно, какой должна быть вязкость моторного масла в зависимости от температуры окружающего воздуха. Теперь об оценке качественного уровня масла. Здесь международным языком стала квалификационная система, разработанная Американским институтом нефти API (AMERICAN PETROLEUM INSTITUTE). Институт регулярно проводит испытания всех моторных масел и по их результатам присваивает индекс качества в соответствии с требованиями, предъявляемыми конструкторами автомобилей. Буквы АР1 на этикетке предшествуют символам класса качества. Их два: шкала Б — использование в бензиновых двигателях; шкала С — использование в дизельных двигателях. Ступени качественного уровня обозначаются латинскими буквами. В системе АР1 имеется 11 классов для бензиновых двигателей (А, В, С, й, Е, К, С,Н, ], I и М) и 7 классов — для дизелей (А, В, С, О, Е, И, в).
Для бензиновых двигателей в настоящее время применяются масла с обозначениями SF, SG, SH, SJ и SM а для дизельных двигателей — CD, CE. CF и CG. Масла старых марок — от SA до SE и от СА до СС — пройде- ный этап и сейчас не выпускаются. На емкости может быть указан индекс SG-СЕ или SF-CD, разрешающий применение в бензиновых и дизельных двигателях. Качество масла также контролирует и имеет свою индексацию Комитет конструкторов автомобилей стран общего рынка (CCMC). CCMC G4 и CCMC G5 соответствуют уровню АР( SF и SG для бензиновых двигателей. CCMC D4 и CCMC D5 соответствуют уровню API CD и СЕ для дизельных. Индекс CCMC PD2 разрешает использовать эти масла в дизельных двигателях легковых автомобилей. Индекс MIL-L говорит о том, что масло допущено для использования в американской армии.
Часто на упаковке встречаются номера сертификатов от фирм-производителей автомобилей, присваивающих их после заводских испытаний и рекомендующих эти масла для использования в производимых ими автомобилях.
Теперь о трансмиссионных маслах. Масла для механизмов передач по системе АР1 имеют индекс применяемости и качества, обозначаемый буквами GL: от GL1 до GL6. Чем больше цифра после букв, тем выше качество и соответственно, гарантия надежности работы. К примеру, трансмиссионное масло 5НЕЬ1 БРГЯАХ ЕР: ОЬ5
— Высшее качество АР1, 5АЕ80№’90 — все сезонное от -30°С до +50°С; М1Ь-Е-2105С — допущено для использования в американской армии.
Наряду с обычным маслом — продуктом прямой переработки нефти — существует и все активнее выходит на рынок масло синтетическое, полученное путем реакции синтеза в результате взаимодействия различных молекул веществ животного или растительного происхождения. Масло, приготовленное на синтетической основе, как правило, на 20-30% дороже, но зато оно обеспечивает больший пробег до очередной замены масла, а при регулярном использовании — долгую и здоровую жизнь двигателя. “Синтетика” — прекрасный смазочный материал, и многие его показатели превосходят аналогичные у масла с нефтяной основой: лучшая вязкость, меньшая испаряемость, более широкий диапазон рабочих температур, лучшая сопротивляемость окислению. Синтетическое масло обеспечивает легкий пуск двигателя в сильные морозы и прекрасно защищает изнашивающиеся детали при больших нагрузках, позволяет экономить топливо, но единственное, что сдерживает его победное наступление — высокая цена. На этикетке этого масла всегда есть специальное указание о его синтетическом происхождении. Тут же следует заметить, что смешивать при эксплуатации синтетическое масло и масло натуральное нельзя.