Самостоятельно заменить ТЖ автовладелец может за I -2 часа, но для работы потребуется помощник. За замену ТЖ на спецоборудовании нужно заплатить, но с этой задачей справится один автомеханик за 15-20 мин. Установка осуществляет замену ТЖ под давлением (1,5-2,0 атм), что уменьшает вероятность завоздушивания тормозной системы.
Автолюбителям, как правило, доступна замена тормозной жидкости на машинах без АБС, а также на автомобилях, оборудованных этой системой, если насос, гидроаккумулятор и блок гидроклапанов расположены в одном узле. Правильно заменить ТЖ в автомобиле с интегральной АБС можно лишь с помощью фирменного сканера.
Замена ТЖ производится поочередно в каждом контуре тормозной системы (с ее устройством автовладелец может ознакомиться по техописанию автомобиля или по расположению тормозных магистралей).
Работы начинают с наиболее удаленного от главного тормозного цилиндра колеса: начинают с правого заднего, затем — левое переднее, левое заднее, правое переднее.
Замену ТЖ лучше всего проводить при снятых колесах, на смотровой канаве или эстакаде. Если таковых нет — на ровной площадке, по очереди поддомкрачивая и снимая колеса. Машина должна стоять на передаче.
Для работ потребуется 0,75… 1,5 л новой тормозной жидкости, прозрачные шланг (диаметром 4-6 мм) и емкость (пластиковая бутылка на 1,0-1,5 л), а также накидные (торцевые) ключи.
Технология замены тормозной жидкости:
• Из бачка главного тормозного цилиндра резиновой грушей удалить старую ТЖ;
• Залить в бачок новую ТЖ;
• Надеть на штуцер для прокачки тормозов прозрачный шланг и опустить его конец в сосуд;
• Открутив штуцер на Уг-У[1] оборота, слить старую ТЖ (рис. 1.27);
• При появлении в шланге новой ТЖ (она более светлая), закрутить штуцер;
• Проверить ход и «жесткость» педали тормоза на стоящем автомобиле и в движении.
Когда нужно прокачивать тормоза?
В каких случаях нужна замена тормозной жидкости?
Прокачка тормозов необходима в следующих случаях:
* После самостоятельной замены ТЖ;
• При «мягкой» педали тормоза;
Надеваем на штуцер тормозного механизма прокачиваемого колеса использовавшуюся для замены ТЖ «установку» — прозрачный шланг, свободный конец которого опущен в банку с тормозной жидкостью.
На педаль резко нажимаем несколько раз (не менее 4-5), чтобы создать в системе большое давление и «оторвать» пузыри воздуха от стенок каналов.
Пока помощник удерживает педаль нажатой, отворачиваем штуцер на 1/2…3/4 оборота. Когда жидкость из тормозной системы вытесняется в банку, контролируем наличие (или отсутствие) в ней пузырьков воздуха. После упора педали в «пол» заворачиваем штуцер. Повторяем эти операции, пока из вытекающей по шлангу жидкости не исчезнут пузырьки воздуха.
Внимание! Для долива или замены нельзя повторно использовать тормозную жидкость, слитую из системы или долго хранившуюся открытой (при длительном хранении очень высока вероятность ее загрязнения и/ или насыщения воздухом и водой)!
Внимание ручник! После прокачки тормозов свободный ход педали тормоза может увеличиться. Наиболее вероятная причина — сбой в работе механизма компенсации зазора колодок в задних тормозных механизмах барабанного типа (он должен автоматически подстраиваться под толщину тормозных колодок по мере износа последних). Если после много кратных нажатий на педаль тормоза и дерганий за рукоятку ручника щелчки в тормозах не слышны и ход педали остается увеличенным, следует разобрать тормозные механизмы колес и отремонтировать их.