Top.Mail.Ru Каталог webplus.info

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЛАНОС И СЕНС

Система охлаждения: 1 -расширительный бачок; 2 — пароотводящий шланг радиатора; 3 — подводящая труба насоса системы охлаждения; 4 — отводящий шланг радиатора; 5 — радиатор системы охлаждения; 6 — кожух вентилятора; 7 — кожух дополнительного вентиля­ тора (только на автомобилях с кондициониром); 8 — подводящий шланг радиатора; 9 — выпускной патрубок головки блока цилиндров; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — шланг отвода жидкости от блока подогрева дроссель­ ного узла; 12 — перепускной шланг; 13 — подводящий шланг отопителя; 14 — отводящий шланг отопителя; 15 — наливной шланг расширительного бачка

Система охлаждения ланос и сенс требует постоянного наблюдения для исправной работы автомобиля.

Внимание! Охлаждающая жидкость подле­жит обязательной замене через 60000 км или 3 года эксплуатации автомобиля или после ремонта двигателя. Эксплуатация системы, заправленной водой, приводит к выходу из строя водяного насоса!

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения двигателя, термостата, соединительных шлангов и радиатора с электрическим вентилятором. К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя. Заправляется система охлаждающей жидкостью через горловину расширительного бачка. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости. На стенке расширительного бачка нанесены метки МАХ и MIN, между которыми должен находиться уровень жидкости на холодном двигателе.
Систему заполняют жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до –40 °С.

 

Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу.
Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!

Заправка системы охлаждения выполняется в следу­ющем порядке:

— Отвинтить крышку с расширительного бачка; открыть сливной кран радиатора и слить старую охлаждающую жидкость;

— Отвернуть сливную пробку в блоке цилиндров дви­гателя и слить старую охлаждающую жидкость, находящуюся в рубашке охлаждения двигателя;

— Завернуть сливную пробку в блоке цилиндров дви­гателя;

— Медленно залить охлаждающую жидкость (око­ло 7,0 л) в горловину расширительного бачка до уровня между верхней и нижней метками, на­несенными на боковой поверхности бачка;

— Закрыть горловину бачка;

— Запустить двигатель и дать ему поработать на хо­лостом ходу 1 …2 мин до открытия термостата (пат­рубки, идущие к радиатору должны стать горячи­ми) и удаления воздушных пробок;

— После остывания двигателя проверить уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нор­мального, а в системе охлаждения нет следов под­текания, жидкость долить.

Сколько может храниться ОЖ и когда ее нужно менять?

Срок хранения качественных ОЖ — от трех до пяти лет. Тосолы сохраняют свою работоспособность в тече­ние двух лет, или 60-80 тыс. Км пробега автомобиля (по данным производителей автомобилей и антифризов). Некоторые антифризы выдерживают 5-летнюю экс­плуатацию и 100-250 тыс. км пробега. Срок хранения и периодичность замены жидкости обычно указывают­ся на упаковке. И все же в процессе эксплуатации ОЖ постепенно теряют свои свойства: из-за срабатывания присадок и снижения запаса щелочности возрастает аг­рессивность к резине и металлам, увеличивается цено­образование.

Охлаждающую жидкость следует обязательно заме­нить при потере цветовой насыщенности, изменении цвета (если она стала рыжей), расслоении или появ­лении в ней хлопьев. Сезонное чередование воды и антифризов губительно для последних: присадки, вза­имодействуя с накипью системы охлаждения, быстро превращаются в шлам, и охлаждающая жидкость «ста­реет» раньше срока. Если в процессе эксплуатации по­нижение уровня восполнялось водой, свойства ОЖ те­ряются быстрее. Продлить срок службы ОЖ (примерно на год) можно добавлением в систему охлаждения 1,0 -1,5 л концентрата.

Зачем менять охлаждающую жидкость?

Охлаждающая жидкость стареет так же, как и все тех­нические жидкости. А если смазывающая способность жидкости недостаточна — может выйти из строя помпа.

Тосол и антифриз — это дно и то же?

Тосол — одна из марок охлаждающих жидкостей (ОЖ). Его название — это аббревиатура названия отде­ла «Технология органического синтеза» (ТОС), где он был разработан, и окончания «ол», обозначающего в химии принадлежность к группе спиртов. Тосолами обычно называют отечественные охлаждающие жид­кости. Термин «антифриз» происходит от английского слова «Antifreeze», которое переводится как «препятствующий замерзанию».

Иногда на упаковке встречается другая надпись «Cooling Water» (охлаждающая жид­кость). «Антифриз» более общее понятие: то, что не замерзает.

Из чего делают антифризы?

Современные антифризы — это низкозамерзающие водные растворы многоатомных спиртов — этиленгликолей. Чистый этиленгликоль — это маслянистая жид­кость с температурой кипения 196°С и замерзания ми­нус 12,3°С. Количество этиленгликоля в ОЖ обычно составляет 52-64%, при этом температура замерзания полученных растворов составляет от минус 32 до ми­нус 70°С, Для исключении таких недостатков ОЖ, как агрессивность по отношению к резине и металлам, низ­кие смазывающие свойства, в них вводят антикоррози­онные, противопенные и другие присадки.

Можно ли смешивать жидкости разных марок и цветов?

Возможность смешивания разных ОЖ зависит от совместимости присадок. Их пакеты могут отличаться составом и количеством используемых веществ, так как разные производители пользуются различными добавка­ми. В одном случае это неорганические соединения — бор- нитридные, аминные и фосфатные ингибиторы, в другом

— Импортные химические соединения нового поколения. Вследствие взаимодействия присадок антикоррозионные и смазывающие свойства смеси антифризов, как прави­ло, ухудшаются. Это приводи! К ускоренному выходу из строя деталей двигателя. Именно по этой причине смешивать разные ОЖ не рекомендуется. У антифризов иностранного производства несовместимость с другими ОЖ наблюдается реже и, как правило, это указывается на этикетке. И все же правильным будет считать, что ОЖ смешивать нельзя. Мнение, что «синие» с «синими» или «красные» с «красными» смешивать можно, также оши­бочно: цвета разных ОЖ зависят от используемого краси­теля и на совместимость жидкое гей не влияют.

Чем опасны поддельные антифризы?

Если ОЖ содержит недостаточное количество эти­ленгликоля, это еще полбеды: при «переохлаждении» он превращается в рыхлую ледяную кашицу, которая, в от­личие от замерзшей воды, не расширяется и не поврежда­ет систему охлаждения двигателя. После запуска мотора она быстро переходит в жидкое состояние. Намного опас­нее коррозионная агрессивность подделок: они букваль­но «пожирают» медные трубки радиатора, паяные швы. Разъедая даже стальные и чугунные детали.

Недобросовестные производители ОЖ, стремясь побыстрее реализовать свой «товар», максимально его удешевляют. В ход идут заменители этиленгликоля, на­пример, диэтиленгликоль или полигликоли.

ОЖ, купленная где-нибудь на трассе, на поверку мо­жет оказаться даже раствором соли с сахаром, подкра­шенным красителем. Нетрудно догадаться, к чему мо­жет привести использование такого «тосола».

Как определить температуру замерзання

Температура замерзания антифризов в процессе эксплуатации автомобиля, как правило, не меняется. Понижение уровня жидкости может произойти вследс­твие частичного выкипания из антифриза воды или нарушения герметичности системы охлаждения. Тогда в расширительный бачок приходится что-нибудь доли­вать. Склонность жидкой смеси к замерзанию можно определить с помощью ареометра. Лучше, если этот прибор проградуирован в градусах Цельсия. Плотность стандартной ОЖ с температурой замерзания минус 40°С составляет 1,100-1,1150 г/см:.

Как отличить качественный антифриз от некачественного?

К сожалению, без лабораторных испытаний это не­возможно. Контроль плотности ареометром и проверка жирности на ощупь не всегда позволяют определить качество продуктов данной группы, да и опасны, так как этиленгликоль ядовит! Полноценные коррозионные испытания на кухне тоже не проведешь. Тем не менее, частично уменьшить риск приобретения некачествен­ного антифриза можно, придерживаясь некоторых ре­комендации. Во-первых, приобретать ОЖ следует в специализированных магазинах и у производителей, имеющих сертификат качества на свой продукт. Во-вто­рых, необходимо внимательно изучить этикетку: на ней должен быть номер ТУ и (или) фраза: «Соответствует требованиям ГОСТ 28084-89» (для ОЖ отечественного производства). На импортных антифризах должен быть указан номер стандарта производителя. В-третьих, обя­зательны координаты изготовителя, дата изготовления и срок годности. Желательно также указание о совмес­тимости продукта с другими ОЖ. Многие компоненты качественного тосола, например, бензойную кислоту, производят или закупают только за границей. Понятно, что при этом хорошая ОЖ не может стоить как вода.

Как приготовить ОЖ из концентрата?

При разведении антифриза-концентрата применять водопроводную, колодезную или ключевую воду нельзя

— Её жесткость и примеси могут отрицательно воздейс­твовать на присадки, содержащиеся в ОЖ. Применение химических смягчителей воды крайне нежелательно. Лучше использовать только дистиллированную или, в крайнем случае, кипяченую отстоянную воду. Необхо­димо точно соблюдать пропорции, указанные на этикет­ке. Чаще всего концентраты разводятся в пропорции 1:1, при этом ожидаемая температура замерзания приготов­ленной ОЖ составит -32…-44°С.

Нужно ли промывать систему охлаждения двигателя перед заменой антифриза?

Перед заменой ОЖ систему охлаждения, как и смазки, желательно промыть. Однако, для этого следу­ет использовать дистиллированную воду или свежую жидкость, которую планируют заливать в дальнейшем.

В крайнем случае, можно использовать колодезную или водопроводную воду, предварительно прокипятив ее в эмалированной посуде 30-40 минут. Старую ОЖ сливают и заполняют систему охлаждения «обработан­ной» водой. Затем двигатель прогревают (до открытия термостата) и дают ему поработать 20-25 минут. После слива часть воды остается в моторе, поэтому, несмотря на простоту и дешевизну способа, предпочтительнее промывать систему свежей ОЖ (хотя это и потребу­ет дополнительных финансовых затрат). Эффективно удалить грязь, продукты коррозии и накипь можно с помощью специальных промывок. Некоторые из них нужно добавлять в старую ОЖ, другие — в залитую для промывки воду. Необходимо помнить, что антикорро­зионные присадки антифризов могут вступать во вза­имодействие с накипью, поэтому при переходе с воды на низкозамерзающую жидкость промывка системы охлаждения также необходима.

Что доливать при снижении уровня ОЖ

— Воду или антифриз?

Если система охлаждения автомобиля требует доли- ва, следует использовать дистиллированную воду, такой же антифриз, какой был залит в двигатель ранее, или ан­тифриз класса G-12 Plus.

Антифриз класса G-12 Plus — легко смешивается с другими антифризами классов G-ll, G-I2. При этом свойства полученного антифриза полностью сохраня­ются.

Но, к поломке двигателя. Но если сам перенос тепла от двигателя к радиатору нарушен — как ни обдувай его, перегрева не избежать.

Для нормальной передачи тепла от горячих деталей двигателя к жидкости нужен надежный контакт со стен­ками цилиндров и камеры сгорания. Ржавчина, грязь, накипь в каналах охлаждения двигателя (а они очень тонкие) затрудняют теплопередачу: жидкость уносит меньше тепла, чем требует выбранный режим. В та­ких случаях температура поршней, колец, цилиндров, головки блока и т.д. Опасно нарастает, усиливаются их термические деформации, быстро прогрессирует износ деталей двигателя. Датчик температуры локальный пе­регрев отдельных деталей может не заметить — ведь он контролирует нагрев жидкости и внешней стенки голо­вки блока цилиндров!

При закипании охлаждающей жидкости тоже нару­шается теплопередача. Т.к. Стенки цилиндров и камера сгорания контактируют с пузырями пара, то они прак­тически не охлаждаются. Такой дефект приводит к тер­мической деформации («короблению») крупных дета­лей двигателя (в первую очередь, алюминиевой головки блока цилиндров).

При чрезмерной деформации головки, ее ремонт совершенно теряет смысл — весь узел заменяют но­вым.

Чтобы не бороться с грязью и накипью, нужно не эко­номить на охлаждающей жидкости и вовремя ее менять. Тем более нельзя использовать суррогаты или воду. А при покупке подержанного автомобиля лучше промыть систему охлаждения.

Кроме случаев закупорки каналов охлаждения, ви­новником перегрева является неисправный термостат с неплотно закрывающимся байпасным клапаном (этот клапан обеспечивает движение пепрогретой жидкости по малому кругу циркуляции, без охлаждения в ради­аторе, и, соответственно, более скорый прогрев двига­теля до рабочей температуры). Но если после полного прогрева двигателя неисправный клапан полностью не открывается, значительная часть жидкости продолжит движение по малому кругу, и двигатель начинает пере­греваться,

Т. К. Система охлаждения герметична ( в ней подде­рживается избыточное давление), то охлаждающая жид­кость может нагреваться в ней до 115—120°С без кипения. При нарушении герметичности системы (неплотность пробки расширительного бачка, трещины в патрубках системы и т.п.), жидкость начинает закипать уже при температурах около 90°С . Поэтому нужно внимательно следить за состоянием патрубков и работоспособностью клапана пробки расширительного бачка.

При закипании жидкости насос плохо прокачива­ет вспененную жидкость с большим объемом пузырей, ведь его крыльчатка рассчитана на работу с плотной жидкостью, а не газом. Кроме уменьшения интенсив­ности прокачки жидкости, пузыри пара, собираясь в верхних зонах системы, закупоривают систему охлаж­дения. При каком-то «критическом» объеме пузырей напор насоса, и без того сниженный, становится недо­статочен для прокачивания жидкости — и теперь никакой циркуляции в системе охлаждения он не обеспечивает. Дальнейшее — настоящая катастрофа: остановленная жидкость в контакте с раскаленными стенками начинает

Соблюдая несложные процедуры ухода за системой охлаждения, можно избежать всех этих неприятнос­тей.

 

Оставьте комментарий