СО-потенциометром оснащались машины, выпускавшиеся до июля 2006 года. А после введения норм токсичности Евро-2, СО-потенциометр, который использовался для ручного регулирования состава топливо-воздушной смеси, стал не нужен (необходимость в нем отпала после внедрения лямбда-зонда). Установлен он с левой стороны в моторном отсеке и представляет собой переменный резистор.
Он выдаёт в контроллер сигнал, который используется для регулировки состава топливовоздушной смеси. СО- потенциометр подобен винту качества смеси в карбюраторах. Регулировка содержания СО выполняется вращением регулировочного винта с применением газоанализатора. На автомобилях, оснащенных СО- потенциометром, допускается использование этилированного бензина.
Диагностика СО-потенцнометра
Проверка цепей включения датчика:
- Измерить сопротивление между клеммой «3» колодки жгута потенциометра и «массой». Сопротивление должно быть не менее I Ом, Если сопротивление более 1 Ом — обрыв провода или ненадёжное соединение провода в колодке;
- Отсоединить колодку контроллера и измерить сопротивление между контактами «1» колодки потенциометра и «52» колодки контроллера. Сопротивление должно быть менее 1 Ом. Если сопротивление больше — обрыв провода или ненадёжное соединение провода в колодке;
- Измерить сопротивление между контактом «1» колодки потенциометра и «массой». Сопротивление должно быть больше 1 мом. Если сопротивление меньше 1 мом — провод замкнут на «массу».
Проверка потенциометра СО:
- Измерить сопротивление между контактами «1» и «3» потенциометра СО при крайних положениях регулятора. Минимальная величина сопротивления должна находиться в пределах 250-290 Ом, максимальная 9 12 ком.
Нужно ли контролировать и регулировать СО на двигателе, оборудованном впрыском топлива? Ведь в сервисных книжках подобная процедура не предусмотрена.
Запорожский автомобильный завод устанавливал несколько различных вариантов двигателей с системой впрыска. Есть, например, с каталитическим нейтрализатором (катализатором) и датчиком кислорода в выхлопных газах (лямда-зондом). Обратная связь от лямбда-зонда к контроллеру обеспечивает подачу в цилиндр такой воздушно — бензиновой смеси, продукты сгорания которой наименее токсичны. Одновременно решается задача экономичности двигателя.
Другой вариант — без катализатора и лямбда-зонда. В такой системе состав смеси оптимизирует сам контроллер, не зная о фактическом составе выхлопных газов. Контроллер оценивает его по показаниям других датчиков системы — через расход воздуха и его температуру, давление и расход топлива и т.д. И в таких машинах контролировать СО просто необходимо!
Поэтому проверка токсичности, в том числе и на автомобилях, оборудованных катализатором, нужно проводить регулярно при каждом ТО.
Как отрегулировать токсичность выхлопа на автомобиле, оборудованном впрыском топлива?
На большинстве автомобилей, выпущенных до 2006 года, есть СО-потенциометр (расположен в моторном отсеке на левом крыле), позволяющий напрямую отрегулировать содержание окиси углерода (рис. 2.13).
Регулировка содержание окиси углерода (СО) при помощи СО-потенциометра:
Регулировка проводится на холостом ходу полностью прогретого исправного двигателя, вращением винта СО-потенциометра.
Если погенциометром смесь не регулируется, необходимо выполнить операцию регулировки с помощью тестера. Если тестером смесь регулируется — значит неисправен.
Потенциометр или цепь его включения. Если смесь нельзя отрегулировать тестером, то нужно проверить:
- Давление топлива в топливной рампе;
- Герметичность форсунок;
- Равномерность работы форсунок (проверить форсунки на баланс);
- Равномерность работы цилиндров (эта проверка сводиться к поочерёдному отключению цилиндров на холостом ходу и определению (по величине падения оборотов) цилиндра, работа которого отличается от работы других цилиндров. При обнаружении такого цилиндра необходимо определить и устранить причину неудовлетворительной работы (свеча зажигания, форсунка, нарушена регулировка клапанов, недостаточная компрессия и т.д.).
Отрегулировать автомобиль, оснащенный каталитическим нейтрализатором (катализатором) и датчиком кислорода в выхлопных газах (лямбда-зондом) можно следующим образом:
- Подключить сканер и прогреть двигатель до рабочей температуры;
- На холостом ходу измерить величину коррекции СО, одновременно контролируя газоанализатором токсичность выхлопа;
- Получив значение СО около 0.4 0,8% и. Сделав небольшую выдержку (чтобы убедиться в стабильности показателя), зафиксировать подобранное новое значение коэффициента коррекции СО в памяти ОЗУ контроллера;
- Установить повышенные обороты холостого хода (около 3000 об/мин);
- Проверить параметры токсичности и, при необходимости, откорректировать.
Доступно написано.