СО-потенциометром оснащались машины, выпускавшиеся до июля 2006 года. А после введения норм токсичности Евро-2, СО-потенциометр, который использовался для ручного регулирования состава топливо-воздушной смеси, стал не нужен (необходимость в нем отпала после внедрения лямбда-зонда). Установлен он с левой стороны в моторном отсеке и представляет собой переменный резистор.
Он выдаёт в контроллер сигнал, который используется для регулировки состава топливовоздушной смеси. СО- потенциометр подобен винту качества смеси в карбюраторах. Регулировка содержания СО выполняется вращением регулировочного винта с применением газоанализатора. На автомобилях, оснащенных СО- потенциометром, допускается использование этилированного бензина.
Диагностика СО-потенцнометра
Проверка цепей включения датчика:
- Измерить сопротивление между клеммой «3» колодки жгута потенциометра и «массой». Сопротивление должно быть не менее I Ом, Если сопротивление более 1 Ом — обрыв провода или ненадёжное соединение провода в колодке;
- Отсоединить колодку контроллера и измерить сопротивление между контактами «1» колодки потенциометра и «52» колодки контроллера. Сопротивление должно быть менее 1 Ом. Если сопротивление больше — обрыв провода или ненадёжное соединение провода в колодке;
- Измерить сопротивление между контактом «1» колодки потенциометра и «массой». Сопротивление должно быть больше 1 мом. Если сопротивление меньше 1 мом — провод замкнут на «массу».
Проверка потенциометра СО:
- Измерить сопротивление между контактами «1» и «3» потенциометра СО при крайних положениях регулятора. Минимальная величина сопротивления должна находиться в пределах 250-290 Ом, максимальная 9 12 ком.
Нужно ли контролировать и регулировать СО на двигателе, оборудованном впрыском топлива? Ведь в сервисных книжках подобная процедура не предусмотрена.
Запорожский автомобильный завод устанавливал несколько различных вариантов двигателей с системой впрыска. Есть, например, с каталитическим нейтрализатором (катализатором) и датчиком кислорода в выхлопных газах (лямда-зондом). Обратная связь от лямбда-зонда к контроллеру обеспечивает подачу в цилиндр такой воздушно — бензиновой смеси, продукты сгорания которой наименее токсичны. Одновременно решается задача экономичности двигателя.
Другой вариант — без катализатора и лямбда-зонда. В такой системе состав смеси оптимизирует сам контроллер, не зная о фактическом составе выхлопных газов. Контроллер оценивает его по показаниям других датчиков системы — через расход воздуха и его температуру, давление и расход топлива и т.д. И в таких машинах контролировать СО просто необходимо!
Поэтому проверка токсичности, в том числе и на автомобилях, оборудованных катализатором, нужно проводить регулярно при каждом ТО.
Как отрегулировать токсичность выхлопа на автомобиле, оборудованном впрыском топлива?
На большинстве автомобилей, выпущенных до 2006 года, есть СО-потенциометр (расположен в моторном отсеке на левом крыле), позволяющий напрямую отрегулировать содержание окиси углерода (рис. 2.13).
Регулировка содержание окиси углерода (СО) при помощи СО-потенциометра:
Регулировка проводится на холостом ходу полностью прогретого исправного двигателя, вращением винта СО-потенциометра.
Если погенциометром смесь не регулируется, необходимо выполнить операцию регулировки с помощью тестера. Если тестером смесь регулируется — значит неисправен.
Потенциометр или цепь его включения. Если смесь нельзя отрегулировать тестером, то нужно проверить:
- Давление топлива в топливной рампе;
- Герметичность форсунок;
- Равномерность работы форсунок (проверить форсунки на баланс);
- Равномерность работы цилиндров (эта проверка сводиться к поочерёдному отключению цилиндров на холостом ходу и определению (по величине падения оборотов) цилиндра, работа которого отличается от работы других цилиндров. При обнаружении такого цилиндра необходимо определить и устранить причину неудовлетворительной работы (свеча зажигания, форсунка, нарушена регулировка клапанов, недостаточная компрессия и т.д.).
Отрегулировать автомобиль, оснащенный каталитическим нейтрализатором (катализатором) и датчиком кислорода в выхлопных газах (лямбда-зондом) можно следующим образом:
- Подключить сканер и прогреть двигатель до рабочей температуры;
- На холостом ходу измерить величину коррекции СО, одновременно контролируя газоанализатором токсичность выхлопа;
- Получив значение СО около 0.4 0,8% и. Сделав небольшую выдержку (чтобы убедиться в стабильности показателя), зафиксировать подобранное новое значение коэффициента коррекции СО в памяти ОЗУ контроллера;
- Установить повышенные обороты холостого хода (около 3000 об/мин);
- Проверить параметры токсичности и, при необходимости, откорректировать.
Доступно написано.
I have been surfing online more than three hours nowadays, yet I by no means found any interesting article like yours.
It is pretty worth enough for me. In my view, if all site owners and bloggers made good
content material as you did, the web will probably be much more useful than ever before.
Thank you!