Неисправность или повреждение устраняются заменой деталей. Единственный вид ремонта — это проточка контактных колец в случае износа или подгара.
Биение колец относительно шеек вала не должно быть более 0,05 мм.
Замена щеток:
Если щетки износились и выступают из щеткодержателя меньше чем на 8 мм, то щётки подлежат замене:
— Снять щёткодержатель;
— Выпаять регулятор напряжения;
— Заменить щётки;
— Перед установкой регулятора напряжения с новыми щётками на место нужно продуть гнездо в генераторе от угольной пыли и удалить загрязнения;
— Припаять выводы регулятора напряжения.
Продлить «жизнь» генератору можно, соблюдая ряд несложных правил:
* При работах, связанных со снятием проводов с клемм АКБ (установка новой батареи и особенно «прикуривание» от другого источника тока), стро-
Го соблюдать полярность подключения: в случае ошибки выгорает диодный мост генератора и регулятор напряжения.
• Временное отключение плюсового провода с АКБ при работающем двигателе нежелательно — возникающие при этом в силовых н высоковольтных цепях переходные процессы могут повредить как генератор, так и другие элементы электрооборудования машины.
• Нежелательно одновременно включать много мощных потребителей электроэнергии — усилители звука, «люстры» и т. Д. Включенные одновременно с фарами, отопителем, кондиционером, они потребляют значительный ток. Агрегат может не выдержать такой нагрузки и сгореть.
• Следует избегать попадания воды в генератор во время движения по глубоким лужам, а также при мытье машины и моторного отсека. Если такое случилось, при возможности сразу продуйте генератор и другое электрооборудование машины сжатым воздухом.
Внимание!
1. «Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединиться с «массой», а «плюс»
— Подключаться к зажиму «+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через диоды генератора к они выйдут из строя.
2. Не допускается работа генератора с отсоединенными от зажима «+» проводами потребителей (особенно с отсоединенной аккумуляторной батареей). ‘Это вызывает опасное повышение напряжения, н могут быть повреждены диоды и регулятор напряжения.
3. Нельзя проверять работоспособность генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «+» генератора с «массой». При этом через диоды протекает значительный ток и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.
4. Нельзя проверять электропроводку автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такам проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора н регулятора напряжения.
5. Проверять сопротивление изоляции статора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными выводами фазных обмоток от диодов.
6. Диоды генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, гак как он имеет слишком высокое для диода напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание).
7. При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.
Таблица 6.8
Возможные неисправности Генератора и способы устранения