Порядок работ следующий:
* Снять скобу крепления рулевой рейки;
* Снять защитный колпачок и хомут;
* Ослабив хомут крепления, снять пыльник рулевой рейки (рис. 5.45).
В моей машине на скорости 80-100 км/ч, а также при торможении вибрирует рулевое колесо.
Что делать?
Вибрация руля на скорости и при торможении может быть вызвана различными причинами. При торможении биение могут спровоцировать неисправные узлы тормозной системы — изношенные передние тормозные колодки или тормозные диски, «разбитое» крепление суппорта. Для диагностирования этих поломок достаточно снять передние колеса. Степень износа колодок устанавливают на глаз, допустимые пределы износа диска указаны в инструкции по эксплуатации и обслуживанию каждого автомобиля. Изношенные диски и колодки требуют замены. Тормозные колодки меняются только в комплекте одновременно на обоих колесах одной оси. Замена только одной или пары колодок может привести к неравномерному торможению, вследствие чего автомобиль будет уводить в сторону от заданной траектории движения.
Диск начинает вибрировать при неравномерном износе поверхности или температурной деформации. Чтобы установить величину «биения», необходимо снять колесо и закрутить один из колесных болтов с дистанционной шайбой толщиной 10 мм. Замер производится с помощью стрелочного индикатора, плоского бруска или щупа на расстоянии 10 мм от внешнего края диска. Максимально допустимое значение кривизны —
0, 1 мм. Другой способ проверки — демонтаж диска и его проверка специальным приспособлением с индикаторной головкой. Неравномерно изношенный диск можно проточить на токарном станке (в пределах допустимой толщины).
Рис. 5.44. Рулевая тяга в сборе: I — рулевая тяга; 2 — клемное соединение наконечника: 3 — регулировочный винт; 4 — наконечник рулевой тяги
Степень «разбития» суппорта определяют при его покачивании. Следует учитывать, что относительно диска должен существовать небольшой (!) Люфт суппорта,
«Биение» руля на скорости выше 80-100 км/ч возникает преимущественно из-за разбалансировки колес. При данной неисправности в первую очередь следует отбалансировать колеса. Вибрации могут способствовать поврежденные шины (разрывы корда, вздутия) или кривые колесные диски, которые не «уравниваются» балансировкой. Такие детали следует заменить новыми.
Рис. 5.45. Замена пыльника рулевой рейки
К «биению» руля могут привести и критично изношенные шрусы или погнутые полуоси, а также разбитые узлы подвески и рулевого управления — большие люфты в сайлент-блоках рычагов, шаровых опорах, наконечниках рулевых тяг, рулевом механизме. Наличие люфта сайлент-блоков можно «грубо» установить при раскачке кузова автомобиля из стороны в сторону. Люфт шаровых опор диагностируют при покачивании в поперечной вертикальной плоскости вывешенного колеса. Износ шарниров рулевых тяг определяется визуально при энергичных поворотах рулевого колеса влево-вправо (автомобиль должен стоять на твердой опоре).
Если все указанные меры не принесли желаемого результата, нужно проверить регулировки подшипников ступиц передних колес. Для этого необходимо проконтролировать «свободу» вращения вывешенного колеса не должно быть рывков и стуков при вращении, должен отсутствовать люфт в подшипнике при покачивании за края колеса (не перепутайте люфт подшипника с износом деталей подвески). Следует помнить, что вибрации на рулевом колесе часто возникают вследствие комплекса вышеуказанных причин. Поэтому устранение лишь одной из них (например, балансировка колес) может не привести к исчезновению вибраций.