Уход за системой охлаждения двигателя заключается в следующем:
- Контроль за уровнем и своевременная замена охлаждающей жидкости в системе;
- Контроль за исправностью термостата (при неисправном термостате двигатель не достигает рабочей температуры или перегревается);
- Контроль за исправностью датчика температуры охлаждающей жидкости (по его показаниям контроллер дает команду на включение вентилятора охлаждения);
- Контроль за исправностью цепи включения вентилятора;
- Контроль за исправностью насоса охлаждающей жидкости;
- Контроль за герметичностью системы.
Жидкостное охлаждение двигателя устроено просто. Цилиндры и их камеры сгорания омываются потоком жидкости — она отбирает у них излишнее тепло и уносит в радиатор, который охлаждается встречным воздушным потоком. Если встречного потока воздуха не достаточно для охлаждения двигателя, должен включиться вентилятор системы охлаждения.
Обычно вентилятор включается при небольшой скорости движения (езда по тяжелым грунтовым дорогам, буксировка. Затяжные подъемы и т.п.), когда мотор отдает высокую мощность. При таком режиме отказ в цепи включения вентилятора приведет перегреву.
Поршневые кольца расположены в канавках поршня. Верхние два кольца — компрессионные. Они препятствуют прорыву газов в картер двигателя и способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру (нижнее компрессионное кольцо выполняет также функции маслосъемного кольца). В нижнюю канавку поршня установлено маслосъемное кольцо с хромированными рабочими кромками и пружиной (расширителем).
Монтажный зазор в замке колец, сжатых в цилиндре, должен составлять:
- Для компрессионных колец —0,021-0,55 мм;
- Для маслосъемного 0,3-1,0 мм.
Предельно допустимый зазор между компрессионным кольцом и канавкой поршня не более:
- 0,15 мм — для верхнего;
- Отсоединить колодки проводов датчиков;
- Отсоединить привод коробки передач (рис. 3.14);
- Подставив под картер двигателя упор, открутить болты крепления коробки передач (рис. 3.15.1);
- Снять коробку передач вместе с полуосями (рис. 3.15.2);
- Снять кронштейны опор двигателя (рис. 3.16);
- Медленно, чтобы не повредить трубопроводы и электропроводы. Поднять кузов автомобиля подъемником;
- Снизить давление в топливной системе (сняв предохранитель цепи включения топливного насоса (см. Раздел «Замена топливного фильтра»);
- Запустить двигатель и дать ему поработать до полной остановки;
- Снять ремень ГРМ (см. Раздел «Замена ремня ГРМ»);
- Отвернув болт крепления, снять шкив распределительного вала (см. Раздел «Снятие («ловки блока цилиндров»);
- Открутив болты крепления, снять клапанную крышку головки блока цилиндров (см. Раздел «Снятие головки блока цилиндров»);
- Ослабив гайки регулировочных винтов, вывернуть регулировочные винты на 7…8 мм и снять с них наконечники (рис. 3.30);
Внимание! Во избежание проваливания клапана, через свечное отверстие между днищем поршня и тарелкой клапана, на котором заменяется сальник нужно вставить пруток (диаметром около 8 мм) из мягкого металла.
Перед установкой маслоприемника и масляного насоса нужно:
- Открыв боковые лючки панели приборов;
- Правый и левый (рис. 7.20.5, 7.20.6), отвернуть болты крепления (рис. 7.20.7);
- Сняв уплотнитель передней двери, снять боковые пластмассовые накладки лобового стекла (рис. 7.20.9) и отвернуть винты крепления (рис.7.20.11);
- Отсоединить тягу открытия фиксатора капота (рис. 7.20.10);
- Открутив крепеж, снять переднюю панель (рис.7.20.12);
- Установка панели производится в порядке, обратном снятию.