О том, что с генератором не всё в порядке, в первую очередь сигнализирует контрольная лампа зарядки АКБ. Если она горит при работающем двигателе, значит, генератор не выдаёт зарядный ток. В таких случаях причиной неисправности, чаще всего, является износ щёток агрегата (они прекращают плотно прижиматься к контактным кольцам) или самих колец. Лампа может продолжать светиться и в случае перегорания электронного регулятора напряжения, выпрямительных и/или вспомогательных диодов. «Грубо» проверить исправность генератора можно, включив фары и запустив двигатель. Если при увеличении оборотов они не начинают гореть ярче, это свидетельствует о том, что генератор не «выдаёт» электроэнергию.
Более точную диагностику проводят с использованием вольтметра, подсоединённого к клеммам АКБ при работающем двигателе. На оборотах холостого хода прибор должен зарегистрировать напряжение 13,6-14,8 В. Показания, отличающиеся более чем на ! В (например, 12,5 В или 16 В), свидетельствуют о неисправности генератора (и/ил и регулятора напряжения).
Рис. 6.12. Схема проверки выпрямительного блока генератора; G1 аккумуляторная батарея; НL — контрольная лампа
Следует отметить, что горящая контрольная лампа зарядки АКБ порой сигнализирует о других неполадках в машине, в то время как сам генератор может быть исправным. Например, ремень привода генератора со временем изнашивается и, если его не подтягивать, начинает проскальзывать на шкивах. В результате обороты генератора падают, а его энергоотдача снижается. Такая же картина может наблюдаться, если изношены шкивы агрегата (в этом случае ремень «проваливается» в изношенные шкивы, что может привести к его обрыву).
Проверка катушки возбуждения ротора
Обмотку возбуждения можно проверить, не снимая генератор с автомобиля, сняв только регулятор напряжения со щёткодержателем.
Зачистив, при необходимости, контактные кольца, омметром или контрольной лампой проверить наличие/отсутствие обрывов в обмотке возбуждения:
— Проверить отсутствие короткого замыкания на «массу» обмотки возбуждения (подсоединить щупы омметра к корпусу ротора и поочередно к контактным кольцам: измеренное сопротивление должно быть очень большим (стремиться к бесконечности);
— Если сопротивление не соответствует этим значениям, ротор подлежит замене.
— Измерить сопротивление обмотки (сопротивление должно быть — 1,7-23 Ом при температуре 20 °С).
— Если сопротивление не соответствует значениям 1,7—23 Ом, ротор подлежит замене.
Проверка статора
Проверяется после разборки генератора на отсутствие обрывов и короткого замыкания на «массу» обмотки:
• Омметром поочередно измерить сопротивление между всеми выводами обмоток;
• Если измеренное сопротивление очень большое (стремиться к бесконечности), статор подлежит замене;
• Подсоединить омметр к корпусу статора и поочередно измерить сопротивление каждой из обмоток;
• Измеренное сопротивление должно быть очень большим (стремиться к бесконечности);
• Если сопротивление не соответствует этим значениям, статор подлежит замене.
Изоляция проводов должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в диодах выпрямительного блока. Статор с такими следами подлежит замене.
Проверка диодов выпрямительного блока
Исправный диод пропускает ток только в одном направлении. Неисправный — может либо вообще не пропускать ток (обрыв цепи), либо пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание).
При исправных диодах выпрямительного блока в положении I переключателя лампа должна гореть, а в положении И — гореть не должна. Если в обоих положениях переключателя лампа горит — это указывает на неисправность диодов выпрямительного блока. Такой блок подлежит замене.
Проверка регулятора напряжения:
В генераторе имеется регулятор напряжения, который представляет собой неразборный нерегулируемый узел, припаянный к щёткам генератора.
Работа регулятора заключается в непрерывном и автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения и тока нагрузки генератора.
Проверка на автомобиле (для проверки необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 15…30 В, класса точности не ниже 1,0):
— После 15 мин работы двигателя на средней частоте вращения при включенных фарах замерить напряжение между клеммой «+» и массой генератора (напряжение должно находиться в пределах 14 ± 0,3 В);
— В случае, если напряжение меньше (недозаряд) или больше (перезаряд) — регулятор напряжения подлежит замене.
Проверка снятою регулятора
— Между щётками генератора подсоединить лампу мощностью 1…5 Вт, 12 В;
— Присоединить источник питания (сначала напряжением 12 В, а затем напряжением 15…16 В): «+» на клемму «I,» и вывод «ВАТ» регулятора напряжения, а «-» на второй вывод регулятора;
Внимание! В отверстие второго вывода регулятора рекомендуется вставить винт и затянуть ганку, чтобы обеспечить контакт между выводами регулятора и щетки!
— Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, а во втором — гаснуть.
— Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой, а если не горит в обоих случаях, то в регуляторе имеется обрыв.