Установка газобаллонного оборудования на автомобиль — это серьезное вмешательство в техническую конструкцию транспортного средства. Владельцы автомобилей решаются на этот шаг ради экономии топлива. Такое преобразование имеет свои преимущества и недостатки, с которыми владелец столкнется в процессе эксплуатации автомобиля.
Что собой представляет ГБО на автомобили
Аббревиатура обозначает газовое оборудование, устанавливаемое на легковые автомобили. Такая система позволяет использовать альтернативное топливо. Во время движения легко переключиться с бензина на газ, при этом скорость и динамика автомобиля не теряются.
Важным элементом оборудования является цилиндр. Баки могут быть композитными, металлокомпозитными или цельнометаллическими. Внутри находится топливо — природный газ, метан или пропан-бутановая смесь.
Агрегаты практически одинаковы, но отличаются цилиндрами:
- Баллоны с метаном имеют цилиндрическую форму, весят больше и толще, поскольку газ внутри находится под высоким, 200-атмосферным давлением;
- В баллонах с пропаном находится сжиженная форма топлива под давлением всего 15 атм.
Приборы на основе пропан-бутановой смеси становятся все более распространенными. Газовый источник энергии, по сравнению с бензиновым, позволяет владельцу автомобиля экономить 30-40% топлива, хотя он потребляет больше топлива, чем бензин.
Какие бывают
С момента разработки систем LPG установки постоянно модернизировались и совершенствовались. Первые три поколения не устанавливаются, так как основательно устарели, но встречаются в подержанных автомобилях. Четвертая серия является самой распространенной.
4 поколение
Системы ГБО этой категории устанавливаются на автомобили с впрыском. В их двигателях топливо впрыскивается в цилиндры рассредоточенно. Во время установки на автомобиль устанавливается дополнительный газовый инжектор с форсунками, регулятором и контроллером. Существует множество моделей ГБО четвертого поколения, а его цена составляет 20-40 000 рублей.
Общая сумма определяется производителем оборудования и комплектацией. Конечная цена завышена, но эксплуатационные характеристики такого оборудования лучше, чем у предыдущих поколений по надежности, расходу газового топлива и общей стоимости обслуживания.
5 поколение
По сравнению с предыдущей серией, газ не переходит из жидкой консистенции в газообразную. Топливо подается в цилиндры в сжиженном виде.
Процедура проста:
- в топливном баке находится насос, аналогичный тому, который находится в бензобаке;
- он повышает давление, и газ поступает к форсункам;
- который впрыскивает топливо в коллектор.
В разработке 5-й серии нет никакого редуктора. Пятое поколение было разработано для автомобилей, где невозможно или нелегко установить Series 4. По цене система также превосходит предыдущую версию. С учетом установки такая ГБО стоит 80-100 тысяч рублей. Из них 65% суммы составляет оплата за топливный насос. По мнению автомобильных экспертов, он выходит из строя из-за большого количества посторонних примесей в газовом топливе.
6 поколение
Шестое поколение также берет за основу системы сжиженный нефтяной газ. Он питается от системы впрыска топлива автомобиля, а не от отдельного регулятора. В этом оборудовании, по сравнению с предыдущими моделями, форсунки и регулятор не устанавливаются, а подача топлива осуществляется с помощью форсунок двигателя внутреннего сгорания автомобиля.
Блок клапанов — селектор топлива — вставляется между бензобаком и двигателем автомобиля, через который и происходит быстрое переключение питания автомобиля на бензин или газ. В России такой HBO не внедрен. Но большинство экспертов считают, что стоимость GTB-6 будет гораздо выше, чем у предыдущей пятой серии, ведь селектор топлива — запатентованная разработка, она не может быть дешевой.
Преимущества и недостатки установки
Сколько бы положительных отзывов ни имели газовые приборы, у них есть и недостатки, которые учитываются при их установке.
Основными из них являются:
- Экономика. Хотя расход газа выше, чем бензина, ценник на треть дешевле. Но экономия будет заметна при длительных автомобильных поездках — до 10 000-15 000 км пробега в год. При более низких коэффициентах установка ГБО бессмысленна, коэффициент экономии становится ведущим, когда автомобиль много ездит. Также учитываются официальные нормы расхода бензина автомобиля. Если они не превышают 6 л/100 км, то менять оборудование бессмысленно.
- Возможность одновременной работы на газе и бензине. Это преимущество актуально для владельцев автомобилей, которые часто ездят на дальние расстояния. Газобаллонная система обеспечивает водителю дополнительный запас хода в дальних поездках.
- Работа дизельного двигателя. Автоэксперты отмечают, что после установки LPG двигатель работает ровнее, стабильнее и тише, что объясняется октановым числом топлива, равным 110 для газа. Благодаря высокому октановому числу двигатели автомобилей на таком топливе не вибрируют и не шумят, работают плавно и мягко.
- Безопасное использование. В Интернете есть много сообщений о том, что SDS повышает риск взрывов. Но аналитики говорят, что виновником является безответственность установщика или владельца автомобиля, который устанавливает использованные цилиндры, плохой монтаж или игнорирует правила обслуживания. При грамотном подходе установка ГБО четвертого поколения исключает вероятность взрывов, пожаров и подобных чрезвычайных ситуаций.
- Экологичность. Существенным преимуществом газовой системы является экологическая чистота. Выхлопные газы выделяют на 10 пенсов меньше токсичных веществ, чем дизельное топливо или бензин.
Существует также много недостатков оборудования LPG:
- Ценообразование на оборудование. Это главный недостаток, так как ГБО четвертого поколения обойдется автовладельцам в 20-45 тысяч в зависимости от ДВС (чем меньше цилиндров, тем дешевле). Современные версии будут еще дороже. На оборудование установлен гарантийный срок, который необходимо учитывать.
- Цилиндры занимают место. В автомобилях нет места для топливных баков, поэтому их приходится размещать в багажном отделении, что серьезно сокращает его полезный объем. Проблема может быть частично решена путем установки тороидального бака в колодце запасного колеса, но тогда вам придется найти дополнительное место для запасного колеса. В автобусах или грузовиках цилиндры устанавливаются снаружи кузова, что не влияет на полезную нагрузку или полезный объем.
- Автомобиль становится тяжелее из-за установленного оборудования, что снижает грузоподъемность. Пустой 50-литровый тороидальный баллон весит около 30 кг, цилиндрический — около 20 кг, а толстостенные метановые баллоны весят больше.
- Установленные газовые приборы должны быть зарегистрированы. Использование газовых приборов в эксплуатации автомобиля является структурным изменением и поэтому требует официального внесения информации в техническую документацию. Процедура регистрации длительная и дорогостоящая.
- Дополнительные расходы. Газовые приборы требуют регулярного обслуживания, что является гарантией их бесперебойной и экономичной работы. Практично сочетать техническое обслуживание оборудования с техническим обслуживанием автомобиля. Газовая система имеет определенный срок службы, по истечении которого необходимо заменить расходные и ремонтные материалы, резиновые детали, такие как уплотнения, прокладки, диафрагмы и т.д.
- Динамика автомобиля теряется. Этот недостаток имеет место в автомобилях с двигателями малого объема. При среднем и высоком коэффициенте мощности двигателя, при профессиональной установке, грамотной настройке и регулировке оборудования, потеря динамики не заметна.
- Недостатки автозаправочных станций. Газовые заправочные станции встречаются реже, чем бензиновые. Этот момент учитывается, если владелец выбрал установку CNG и проживает в отдаленном районе. Но количество газозаправочных станций растет пропорционально распространению газомоторного транспорта.
Существует много споров о вредном воздействии газобаллонного оборудования на головку блока цилиндров. Это характерно для первых двух поколений, которые не были оснащены электронными датчиками, регулировками и т.д. На моделях 4-й серии и выше нет проблем с прогоранием клапанов, если установщики правильно настроили систему.
Во сколько обойдется оборудование
В настоящее время наиболее распространены итальянские системы LPG. Система 4-го поколения для автомобиля с 3-4 цилиндровым двигателем будет стоить 20 000-40 000 рублей. Окончательная стоимость зависит от ДВС и дополнительных опций (ретуширование баллона в цвет салона или установка заправочной форсунки в лючке бензобака и т.д.).
Примерная стоимость ГБО 4-го поколения следующая:
- для 3-4-цилиндрового двигателя — 20-40 тысяч рублей;
- Для 5-6-цилиндровых двигателей оборудование будет стоить дороже — 47-60 тысяч рублей;
- за 8 — 72-79 тыс. руб;
- за десятку — 88-110 тысяч рублей;
- Дизельные двигатели с 12 цилиндрами — 110,00-115,00 руб.
Некоторые компании, устанавливающие ГБО на автомобили, предлагают такие услуги, как подготовка документов для регистрации оборудования в ГИБДД. Они предоставляют возможность воспользоваться услугами специалиста, который приезжает, забирает автомобиль и привозит установленное газовое оборудование.
Сроки окупаемости
Время, за которое установка LPG окупится, зависит от режима использования, от того, как часто и как далеко владелец ездит на автомобиле. При годовом пробеге 20 000 и использовании 95 бензина HBO он окупается за 4-11 месяцев, в зависимости от марки автомобиля. Для автомобиля «ГАЗель Бизнес» оборудование окупится за квартал, а для Lada Vesta — за год.
Как оформить
Для того чтобы зарегистрироваться, система LPG должна быть установлена сертифицированными специалистами.
- После установки будет выдан сертификат и копии сертификатов для ГБО.
- Вам необходимо будет пройти проверку безопасности и получить диагностическую карту.
- Вам нужно будет собрать пакет необходимых документов и подать их в ГИБДД, чтобы получить сертификат соответствия внесенным изменениям. Без него вы не сможете зарегистрировать свою установку LPG/CNG в Государственной автотранспортной инспекции.
- В течение 10 дней вам нужно будет зарегистрировать свой автомобиль для установки автогаза.
Перерегистрация ничем не отличается от обычной процедуры.
Стоимость регистрации состоит из нескольких статей расходов:
- стоимость первоначального осмотра;
- стоимость газовой установки и сертификатов, диагностических карт и т.д;
- оплата осмотра автомобиля после установки;
- Государственная пошлина за повторную выдачу документов в ГИБДД.
Плата за внесение изменений составляет 350 рублей, за получение свидетельства — 500 рублей, а за выдачу сертификата соответствия строительства — 800 рублей. В среднем регистрация в ГИБДД обойдется примерно в 2 000 рублей.
Ответы на популярные вопросы
Есть ли штраф за ГБО без регистрации?
Если автовладелец установил газовый прибор, но не внес изменения в технический паспорт автомобиля, штраф за незарегистрированный газовый прибор в 2022 году составит 500 рублей.
Ставить ли на машину ГБО?
Установка газового оборудования будет оправдана, если владелец постоянно использует автомобиль для дальних поездок, занимается перевозкой людей или грузов. Важно, чтобы расход бензина превышал 6-7 литров на 100 километров, иначе газобаллонный автомобиль нежизнеспособен.
Если вы будете следовать общим принципам работы сцепления, установленная система поможет экономично и безопасно эксплуатировать автомобиль. Регулярное техническое обслуживание, заправка на официальных станциях. Соблюдение рекомендаций производителя — все это поможет вам получить максимальную выгоду от перевода автомобиля на газовое топливо.