Регулятор холостого хода установлен на корпусе дроссельного узла.
Рис. 2.36. Схема проверки цепи управления регулятором холостого хода: 1 — регулятор холостого хода; 3 — контроллер (в скобках дана нумерация контактов контролера «Микас 10.3»)
Работа регулятора основана на том, что шаговый двигатель приводит в движение шток с клапаном — он — то и дозирует поступающий в ресивер воздух. Если регулятор холостого хода «собьется» с шага — двигатель начнёт работать с повышенными оборотами или заглохнет.
Регулятор состоит из двухполюсного шагового двигателя с двумя обмотками и соединенного с ним конусного штока клапана.
Конусная часть штока регулятора холостого хода располагается в канале подачи воздуха для обеспечения регулирования холостого хода двигателя. Шток регулятора выдвигается или втягивается в зависимости от управляющего сигнала контроллера.
Регулятор холостого хода регулирует частоту вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, управляя количеством воздуха, подаваемым в обход закрытой дроссельной заслонки.
В полностью выдвинутом положении (выдвинутое до упора положение соответствует «О» шагов), конусная часть штока перекрывает подачу воздуха в обход дроссельной заслонки. При открывании клапан обеспечивает расход воздуха, пропорциональный перемещению штока (количеству шагов) от своего седла. Полностью открытое положение клапана соответствует перемещению штока на 255 шагов. На прогретом двигателе контроллер, управляя перемещением штока, поддерживает постоянную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, независимо от состояния двигателя и от изменения нагрузки (включение электровентилятора, кондиционера и т.д.).
Причиной сбоя в работе регулятора может быть «зависание» штока регулятора из-за загрязнения конуса и седла клапана воздушного канала смолистыми отложениями.
«Зависание» штока регулятора возможно также после длительной стоянки автомобиля.