Привод газораспределительного механизма (ГРМ) в автомобиле отвечает за синхронизацию работы распределительного вала и коленчатого вала. Он управляет открытием и закрытием клапанов, что критически важно для правильной работы двигателя. Существует несколько типов приводов ГРМ.
1. Ременный привод.
Эта система использует зубчатый ремень, который соединяет коленчатый и распределительный валы. Ремни служат определенный срок и должны периодически заменяться, чтобы избежать риска обрыва.
Преимущества:
- Более тихая работа по сравнению с цепью.
- Отсутствие резонансных вибраций, так как количество зубьев ремня нечетное и не совпадает с количеством зубьев шестерен (например, у современных вазовских двигателей — 113 зубьев, в то время как цепь всегда имеет четное количество звеньев).
- Ремень благодаря своей эластичности эффективно гасит крутильные колебания.
- Не требуется гидравлический натяжитель, достаточно недорогого пружинного механизма.
- Не нуждается в смазке.
- На некоторых двигателях ремень легко осмотреть, хотя иногда требуется снять опору силового агрегата.
- Замена ремня проще и может быть выполнена самостоятельно.
- Двигатель с ременным приводом имеет меньшую массу.
Недостатки:
- Двигатель с ременным приводом имеет множество валов, выходящих из масляной полости наружу, что увеличивает количество сальниковых уплотнений. Протечки из этих мест могут привести к выходу ремня из строя.
- Ремень чувствителен к низким температурам и попаданию воды.
- Срок службы ремня ограничен не только пробегом, но и временем, так как резина со временем стареет.
- Состояние ремня зависит от исправности натяжных и обводных роликов, а также помпы, которая часто приводится в действие тем же ремнем. Смазка в роликах пересыхает из-за времени и высоких температур, а помпа может выйти из строя из-за использования некачественных охлаждающих жидкостей.
- Требует регулярной замены в соответствии с графиком технического обслуживания.
- Разрыв ремня происходит мгновенно и зачастую без предварительных предупреждающих звуков.
2. Цепной привод.
Вместо ремня используется цепь, которая более устойчива к износу и не требует частой замены. Однако цепи тоже могут растягиваться и выходить из строя.
Преимущества:
- Для первого владельца цепь обходится дешевле в эксплуатации. В большинстве случаев нет необходимости менять ее до пробега в 100 тысяч километров.
- Большой срок службы, особенно для легендарных двигателей 80-90-х годов, оснащенных многорядными цепями.
- Цепь защищена от внешних воздействий, всегда смазана и при исправном натяжителе остается натянутой.
- Благодаря продуманной системе успокоителей и натяжителей, цепь испытывает меньше вибраций по сравнению с ремнем.
- Цепь — отличное решение для тех, кто ездит редко, так как ее не нужно менять по возрасту.
- Перед износом цепь начнет издавать больше шума, что даст возможность вовремя заметить необходимость замены.
Недостатки:
- Двигатели с цепным приводом обычно немного тяжелее.
- Цепь требует регулярной смазки.
- Гидронатяжитель цепи без храпового механизма может плохо функционировать при низком давлении масла, что особенно критично для автомобилей с системой Старт-стоп.
- Возможно перескакивание цепи при вращении двигателя в обратную сторону, это может произойти, например, при парковке на крутом склоне с включенной передачей.
- Насос охлаждающей жидкости в таких двигателях чаще всего приводится в действие ремнем вспомогательных агрегатов, который по регламенту часто не меняется, хотя его обрыв может привести к перегреву двигателя.
- В истории встречались двигатели, у которых ресурс цепи не превышал 50 тысяч километров.
- Замена цепи на большинстве современных двигателей — сложная задача, требующая демонтажа передней крышки.
- Со временем цепь растягивается: длина увеличивается из-за износа контактных поверхностей звеньев, что может вызвать сбой фаз ГРМ.
3. Шестеренчатый привод.
Этот тип более редок и используется в некоторых высокопроизводительных или специализированных двигателях. Он обеспечивает надежную синхронизацию, но может занимать больше пространства и быть дороже в производстве.
Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки, и выбор зависит от конструкции двигателя, его назначения и требований к обслуживанию. Регулярная проверка и замена элементов привода ГРМ играют важную роль в поддержании надежности работы двигателя.