Рост популярности автомобилей с автоматической коробкой переключения передач (АКПП) обусловлен простотой их эксплуатации и высокой надежностью. Особенно удобны АКПП в мегаполисах с пробками. Многие опытные водители, пересев с автомобиля с привычной «механикой», могут совершать ошибки вредные для АКПП. Как не надо эксплуатировать самые распространенные автоматические трансмиссии — рассмотрим ниже.

Особенности эксплуатации АКПП (будем рассматривать самые распространенные гидротрансформаторную и вариатор) связанны с ее основными отличиями от механической коробки:
- Роль сцепления выполняет трансмиссионная жидкость между дисками с лопастями
- Огромное количество масла для смазки множества пар трения внутри
- Наличие блока соленоидов и фильтров чувствительных к параметрам масла
- Наличие электронного блока управления и защиты

Начнем перечень ошибок с движения автомобиля на нейтральном положении («N») селектора АКПП.
Этот режим на АКПП предназначен для перемещения автомобиля на короткие дистанции (например, по сервису) и долгих остановок, давление масла внутри коробки в этом режиме чаще всего падает. На спусках с горы и на светофорах пользоваться «N» не нужно, это повышает нагрузку на коробку и на ее электронную систему управления (и не экономит топливо). Для долгих светофоров и остановок есть режим «P», а при спуске с уклона современный автомат сам выберет оптимальный режим работы (в режиме «D»). Лишний раз селектор дергать не нужно в принципе, в современных коробках стоят довольно продвинутые системы управления, водителю остается только выбрать направление движения.
Вторая ошибка касается включение режима «P» до полной остановки автомобиля.

Там срабатывает парковочная защелка (фиксатор) на одном из валов автоматической коробки. При неправильном использовании режима «P» она может быстро износиться и выйти из строя. Для остановки автомобиля на уклоне используйте ручник.
Третья важная проблема эксплуатации АКПП касается замен масла. Масла в коробке «автомат» много, это по сути нагруженный рабочий орган механизма, помимо фрикционов и шестерен. От перегрева и неправильной эксплуатации, да и от длительных пробегов масло может деградировать и менять свои свойства. А далее повышенный нагрев, износ и выход элементов коробки передач из строя. Нужно следовать рекомендациям производителя автомобиля по замене масла в АКПП.
Четвертая ошибка собирательная, и касается повышенных нагрузок при эксплуатации АКПП.
Тут пригодится несколько советов:
- Если чувствуете, что уже застряли в снегу или грязи не буксуете долго на автомобиле с АКПП
- Долго выступать в роли буксира для другого автомобиля/тяжелого прицепа не рекомендуется (огромная нагрузка на коробку)
- Выезд зимой с парковки без минимального прогрева двигателя и коробки вреден
- Постоянно стартовать с высоких оборотов (Launch Control) и использовать «кикдаун» вредно для коробки
Современные автоматические коробки переключения передач довольно надежны и имеют защиты от неправильной эксплуатации, но избыточные нагрузки могут привести преждевременному и дорогостоящему ремонту.
Последний пятый пункт: буксировка автомобиля при поломках.
Если двигатель автомобиля не работает, то в коробке нет необходимого давления масла, и при длительной буксировке она может фатально перегреться от трения. Поэтому важно уточнить для своей модели автомобиля правила буксировки из инструкции, и при длительной дороге в сервис использовать эвакуатор (или использовать частичную погрузку ведущих колес).
Я езжу на авто с АКПП и многого не знала. Спасибо за инфу!